К. иск. Бакина С.Ю., к. иск. Воронин Р.Е.
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, Российская Федерация
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДАГОГ-ХОРЕОГРАФ СПОРТИВНОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА»
Становление специалиста спортивного бального танца – сложный и длительный процесс, обусловленный многогранностью его профессиональной компетенции. Специалист спортивного бального танца должен не только обладать исполнительскими навыками высокого уровня, но и объединять в себе компетенции педагога, тренера и хореографа. Современная модель подготовки по специальности «Педагог-хореограф спортивного бального танца» должна соответствовать актуальным тенденциям развития бального танца как синтеза хореографического искусства и спорта, а значит - включать в себя основы теории и методики танцевального спорта, не ограничиваясь рамками педагогики хореографии.
Подобная образовательная модель уже многие годы разрабатывается на базе кафедры хореографического искусства СПбГУП. В процессе обучения студенты получают знания по истории хореографического искусства и танцевального спорта, по основам режиссуры и актерского мастерства, по теории и методике спортивного бального танца, знакомятся с различными танцевальными направлениями, приобретают практические навыки профессиональной деятельности, учатся аналитически подходить к проектированию учебно-тренировочного процесса, совершенствуют свое исполнительское мастерство.
Спецификой учебного процесса является его выраженная практическая направленность. Знания, полученные студентом на занятиях, нуждаются не только в теоретическом осмыслении, но и в практическом освоении, закреплении в мышечной памяти. Соответственно, повышение качества учебного процесса напрямую связано с выработкой наиболее рационального сочетания его практической и теоретической частей.
Так как практические занятия предполагают физические нагрузки, большое значение имеет правильно составленное расписание учебного процесса в течение дня, а именно: наличие перерывов, соразмерность нагрузок, их сочетание с общеобразовательными дисциплинами, наличие специально отведенного времени для индивидуальной работы и творческой деятельности. Специфика практически ориентированного образовательного процесса выдвигает особые требования к оборудованию аудиторий (танцевальных классов, залов) и раздевалок для преподавателей и студентов.
В совокупности, курс обучения нацелен на всестороннее профессиональное развитие студента, его интеграцию в мир спортивного бального танца, и направлен на подготовку квалифицированного специалиста, способного успешно работать в качестве педагога, тренера, руководителя коллектива спортивного бального танца, судьи соревнований.
Эффективность данной системы, разработанной в процессе многолетней учебно-методической и научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского коллектива кафедры хореографического искусства СПбГУП подтверждается высокими результатами выпускников по специальности «Педагог-хореограф спортивного бального танца» на поле профессиональной деятельности. Данная модель не только сбалансировано соединяет в себе подготовку по всем направлениям профессиональной компетенции, но и учитывает постоянные изменения в кадровых потребностях, связанные с появлением все новых и новых форм бального танца.
Однако, несмотря на достигнутые успехи, еще остаются проблемные области. В частности, одной из проблем становления спортивного бального танца как самостоятельной дисциплины является отсутствие его целостной теории, хотя уже многое сделано в направлении ее создания, в том числе, и кафедрой хореографического искусства СПбГУП. Также, среди образовательных учреждений в области хореографического искусства и танцевального спорта отсутствует единая концепция модели подготовки специалиста спортивного бального танца, что затрудняет обмен опытом и контроль за качеством их работы в этом направлении. Проблемой является и отсутствие непрерывности в системе подготовки специалиста, где получение высшего образования – лишь один из этапов.
В рамках сегодняшней концепции высшего образования невозможно говорить о совершенствовании профессиональных качеств будущего педагога без развития его общекультурного потенциала. Культуроцентристская концепция обучения включает в себя выработку определенных стереотипов поведения, соответствующих высоким стандартам ВУЗа, которая невозможна без воспитания общей культуры личности и социальных взаимоотношений. Преподаватель за время обучения не только способствует профессиональному росту студента, но и участвует в его социализации, формировании морально–ценностных установок, поэтому он должен иметь программу эстетического развития, рассчитанную на формирование всесторонней личности.
Профессиональное, эстетическое и этическое соответствие выбранной профессии – залог успеха в подготовке высококлассного специалиста по специальности «Педагог-хореограф спортивного бального танца», которая сейчас чрезвычайно востребована в связи с нехваткой квалифицированных кадров на фоне стремительного развития танцевального спорта в России и в мире.