Матвеев В.В.
Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, Российская Федерация
ПРИМЕНЕНИЕ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПОРТИВНОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ
Вы стали педагогом, тренером, руководителем коллектива спортивного бального танца. Дело за малым – с чего начать? Казалось бы, что проще: вспомнить курс бального танца ВУЗа или семинарских занятий, прослушанных Вами, и можно начинать… но, как правило, либо молодой преподаватель больше практик, и при этом немного теории, либо напротив – сплошная теория, а с практикой значительно сложнее. Идеала в природе нет, но к нему стремиться - надо!
В работе необходимо полное слияние теории с практикой, причем в зависимости от «характера» и потребностей данной группы необходимо правильно дозировать и подавать материал - как по форме, так и по содержанию.
После того, как вы проделали с группой ряд разминочных упражнений, упражнений на развитие отдельных групп мышц, суставов, отработали основы элементарной координации, необходимо, безусловно, начать разучивание простейших вариаций в европейских и латиноамериканских танцах. Причем, независимо от конечной цели, азы танца едины для всех форм бального танца – спортивной, ансамблевой, общедоступной. Начать изучение можно с медленного вальса, фокстрота, квикстепа, танго – это не играет роли. Главное, чтобы это было частью вашего метода и увязано, естественно, с последующим преподаванием.
Ни одна методика в мире не отрицает, что начинать можно с любого танца. Каждый раз, переходя к новой комбинации с использованием новой фигуры, вначале происходит отдельное разучивание шагов самой фигуры, далее – разучивание последовательности шагов всей комбинации, включая новую фигуру.
Таким образом, простейшие комбинации ложатся в основу создания полноценной танцевальной программы в каждом танце. Далее, включая в эти же конструктивные формы все более сложные движения можно не только создавать более яркие и разнообразные комбинационные построения, но и воспитывать на этих примерах ритмическое чувство исполнителя, филигранность его техники, внутреннюю подачу и художественное оформление движений и комбинаций. Развитие может быть бесконечным при условии полного владения разделом «Предшествует – следует», где грамотно и органично прописаны все традиционно возможные способы соединения «школьных» фигур.
Так, например, приступая к разучиванию танца медленный вальс, мы начнём с основного движения во всех его проявлениях - с левой ноги, с правой ноги; вперед, назад, - далее - в различных учебных парных позициях. Необходимо проделать также различные учебные упражнения с целью тренировки и отработки ряда необходимых параметров: правильного подъема и снижения, работы сторон корпуса, работы стопы; и, в зависимости от особенностей исполнителей, проделать ряд упражнений для разработки костно-мышечного аппарата. Далее следуют простейшие сочетания движений (вариации):
- четвертные повороты;
-три раза закрытая перемена вперед и шаги 1-3 правого поворота, далее три раза закрытая перемена назад и шаги 1-3 левого поворота (двигаясь вперед по линии танца);
-правый поворот – закрытая перемена вперед с правой ноги – левый поворот – закрытая перемена вперед с левой ноги;
-шаги 1-3 правого поворота – правый спин поворот – шаги 4-6 левого поворота – закрытая перемена вперед с левой ноги;
-правый поворот с хезитейшн – левый поворот – виск – шассе из променадной позиции;
-правый поворот – закрытая перемена вперед с правой ноги – левый поворот в основное плетение – шаги 1-3 правого поворота – наружная перемена;
-шаги 1-3 правого поворота натуральный спин поворот – левое кортэ – закрытая перемена
-шаги 1-3 правого поворота – открытый импетус поворот – плетение из променадной позиции.
Еще один методический прием – усложнение техники исполнения фигуры за счет изменения ее ритма. Увеличение ритмического разнообразия дает педагогу возможность развивать многие аспекты исполнительского мастерства своих учеников без разучивания новых фигур и соединений.
В случае применения принципов усложнения вариации за счет изменения ритма необходимо помнить о соблюдении пропорций, и не только с точки зрения параметра сложности - но и художественной ценности самой вариации, так как «повальное» усложнение может не вписаться в художественный образ и стиль данного танца, или может не учесть специфические музыкальные акценты, а так же характер музыкального сопровождения.
Данный пример последовательного изучения и преподавания танцев европейской программы является лишь основой, фундаментальной базой методики последовательной подачи танцевального материала.