К.и.н. Иванов Е.В.
Одесская национальная академия пищевых технологий, Украина
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ: КОНЦЕПЦИЯ ПЛАТОНА
В познавательной и научной деятельности современной молодежи легко прослеживается ее культурная обусловленность. В этой связи некоторые исследователи ставят вопрос об актуальности рассмотрения особенностей такого феномена как культура познания. Так, Билалов М. И. утверждает, что понятие познавательной культуры функционально в науке наряду с нравственной, эстетической, правовой, политической культурой [1, с. 30]. Философский анализ данного явления приобретает большое значение в наше время, когда мы становимся свидетелями острого кризиса образовательной системы, оставшейся странам СНГ в наследство от СССР, подвергшейся и подвергающейся во многих постсоветстких странах часто неудачному реформированию на основе формального, поверхностного усвоения западных принципов образования. Другой объективной причиной, заставляющей исследователей обращаться к данной проблеме является тот факт, что современная молодежь нередко не находит для себя серьезных причин стремиться к фундаментальным знаниям, которые двигают вперед науку. Чтобы получить их необходимо приложить значительные усилия, а отдача в виде материальных благ, на которые во многом нацелены молодые и способные умы, скорее всего, будет небольшой. К тому же в большинстве стран СНГ фундаментальная наука сама по себе пребывает в довольно плачевном состоянии.
Проблема совершенствования познавательной культуры молодежи отнюдь не нова, о чем свидетельствует внимание, которое уделял ей один из величайших философов Древнего мира – Платон. Для него знание выступает как главная проблема нравственности, а наука становится фундаментом государственной жизни. Знание получает статус достоверного, по Платону, только тогда, когда дает себе отчет в своих основаниях, т.е. рефлексия становится основой познания. Об изменчивом бытии не может быть достоверного знания, может быть лишь "мнение".
Прежде всего необходимо заметить, что проблему познания мыслитель подчиняет другому сверхважному заданию – построению справедливого государство, в котором каждый человек должен занимать подобающее своим способностям и наклонностям место. Интеллектуальную элиту общества Платон определял в два важных сословия – правителей-философов, формирующих главные направления государства, и стражей, которые выполняющих функцию защиты от внутренних и внешних врагов. Удивительно, что уже в те, древние времена Платон увидел трудности, с которыми сталкиваются фундаментальные науки и поныне, он предвосхитил необходимость активной государственной поддержки для их развития: «…Причина тут двоякая: нет такого государства, где наука эта была бы в почете, а исследуют ее слабо, так как она трудна… Если бы государство в целом уважало такие занятия и содействовало им, исследователи подчинились бы, и их непрерывные усиленные поиски раскрыли бы свойства изучаемого предмета» [2, с. 368].
Одним из инструментов построения идеального государства должно было стать воспитание, ему отводилась чрезвычайно важная роль. Начинать правильно воспитывать должные были еще родители: «…Относительно того, что справедливо и хорошо, у нас с детских лет имеются взгляды, в которых мы воспитаны под воздействием наших родителей…» [2, с. 382].
На первое место в системе формирования познавательной культуры Платон ставит арифметику и искусство счета. По его мнению, молодежь должна обязательно проникнуть в природу чисел, при чем упор должен быть сделан именно на развитии абстрактного мышления: «Познание усиленно влечет душу ввысь и заставляет рассуждать о числах самих по себе, ни в коем случае не допуская, чтобы кто-нибудь подменял их имеющими число видимыми и осязаемыми телами» [2, с. 364].
Кроме арифметики философ предлагал использовать для развития умения учиться также геометрию, астрономию и другие науки, однако подлинное ядро познавательной культуры должна, по его мнению, составлять диалектика, которая «подобно карнизу, венчает все знания»: «Когда же кто-нибудь делает попытку рассуждать, он, минуя ощущения посредством одного лишь разума, устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага…» [2, с. 373].
Таким образом, мы приходим к выводу, что несмотря на некоторую утопичность и наивность древнего философского учения Платона, в нем, тем не менее, заложено очень важное рациональное зерно: для формирования полезной для общества познавательной культуры молодежи необходимо использовать в первую очередь те дисциплины, приемы и средства, которые помогут развить абстрактное мышление, а его в свою очередь необходимо упражнять в решении вечных, «нерешаемых» философских проблем. Именно такой подход позволит сформировать личность, обладающую самостоятельным взглядом на жизнь, активной познавательной культурой и достойной гражданской позицией.
Использованная литература:
1. Билалов М.И. О типах и видах познавательной культуры / М.И. Билалов // Успехи современного естествознания. – 2009. – №7. – С. 30– 32.
2. Платон Государство // Сочинения в 4-х т. – Т. 3. – СПб.: Из-во СПб. Университета. – 750 с.