К . культурологии Анисина Е.А.
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина,
Российская Федерация
Нравственно-эстетические установки мецената
в определении объекта покровительства
Вопрос о нравственно-эстетических установках и компетентности современного мецената, проще говоря, о том, что, кого и как следует поддерживать, сегодня является очень актуальным.
Эффективность «дарения» зависит не только от количества средств, вложенных в тот или иной проект. Не меньшую роль играет то, во что эти средства вложены, какова художественная, нравственная отдача от состоявшегося проекта. Можно поддержать действительно стоящее дело, а можно и то, что не принесёт пользы обществу, даже наоборот – только вред. Опасность такого «меценатства» исходит, как это ни странно звучит, от самого мецената. Ведь далеко не каждый подготовлен к тому, чтобы разобраться, что ценно, а что – нет.
Если говорить о «золотом веке» русского меценатства (конец XIX- начало XX вв.), то здесь компетентность купцов-предпринимателей как дарителей не подлежит сомнению. К началу ХХ века это явление стало нравственным, духовным стержнем общественной жизни, затронуло и столицы, и провинции, и город, и деревню, все сословия. Классическим примером «мецената со знаком плюс» стал крупный предприниматель, строитель железных дорог Савва Иванович Мамонтов – истинный меценат, общественный деятель достойный безмерного уважения со стороны всех, кто ценит истинное искусство. Он прекрасно говорил по-итальянски, увлекался пением, брал уроки живописи и скульптуры, писал стихи и пьесы. Он был кумиром художников, которые называли его «Савва Великолепный, вроде Лоренцо Великолепного как называли художники Возрождения мецената Лоренцо Медичи» [3, с. 60].
«Именно ему мы обязаны тем, что воспиталась в подмосковном Абрамцеве могучая плеяда русских художников, именами которых мы по праву гордимся сегодня. Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Валентин Серов, Михаил Врубель и Михаил Нестеров, Илья Остроухов и Василий Поленов, Елена Поленова и братья Коровины Константин и Сергей» [1, с. 101] .
В начале восьмидесятых годов XIX века Мамонтов создал Русскую частную оперу. В подборе труппы Савва Иванович «руководствовался принципами, высказанным когда-то в адрес Ильи Репина: искать молодые таланты, из которых обязательно выйдет положительная сила» [7, с. 288]. Он активно участвовал в постановках, предлагал и вводил разные новшества в декорационное и световое оформление, костюмы. Впервые в русском оперном театре режиссер стал главным постановщиком спектакля. С.В. Рахманинов говорил о нём: «Да, Мамонтов был большой человек и оказал большое влияние на русское оперное искусство. В некотором отношении влияние Мамонтова было подобно влиянию Станиславского на драму» [6, с. 57].
В этой опере пел Ф.И. Шаляпин. Савва Мамонтов стал его «крестным» отцом. Он сделал популярным М. Мусоргского, «забракованного» многими знатоками, создал в своём театре огромный успех опере Н. Римского-Корсакова «Садко». В спектакле впервые гармонично сочетались и музыка, и красочные декорации, и пение, и актерская игра. Для картин М. Врубеля на Нижегородской всероссийской выставке Мамонтов выстроил специальный павильон. Данный пример позволяет представить «портрет» отечественного мецената – это удачливый бизнесмен, соблюдающий православные традиции патриот, организатор и активный участник общественных институтов, который, по словам Д.С. Лихачёва, демонстрирует «восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, <…> уважение к культуре прошлого,… ответственность в решении нравственных вопросов» [4].
После 1917 г. русское меценатство и благотворительность были запрещены и в течение 70-ти лет преданы забвению, поскольку «не вписывались» в новую государственную, социально-экономическую и идеологическую систему.
Судьба меценатства как уникального феномена русской культуры изменилась в связи с «перестройкой» и начавшимся с 1991 г . реформированием; новая социально-экономическая система, основанная на появлении частной собственности, стала условием для возрождения меценатства.
На сегодняшний день, говорить о компетентности нынешних меценатов, об их образовательном уровне, который позволил бы серьёзно заниматься покровительством культуре, науке, искусству, очень сложно. Бизнес в нестабильных российских условиях – дело тяжёлое, требующее определённой жёсткости. Занятие бизнесом накладывает отпечаток на характер человека, формирует образ жизни, поведение.
Чаще всего наблюдается большой разрыв между «компетентностью» и «деньгами», который необходимо устранять. Меценатов надо «выращивать», и здесь нельзя не согласиться с мнением известно бизнесмена Артёма Тарасова, который сказал в одном из своих интервью: «Если не в первом, то, по крайней мере, во втором поколении постсоветских предпринимателей появятся люди, понимающие, что такое меценатство. Вкладывая средства в культуру, искусство, ты способствуешь повышению общего культурного уровня всей нашей жизни» [5;7].
Это пойдёт на пользу и самому «деловому миру». Классик американского менеджмента Питер Друкер подчеркивал, что искусство необходимо бизнесу как источник креативности. Именно он написал, что «для того чтобы улучшить свои качества бизнесмена, менеджеру нужно практиковаться в написании стихов» [2]. Поэтому сегодня многие предприниматели, добившись успеха в деловой сфере (наладив успешное конкурентоспособное производство, развив инфраструктуру, обеспечив стабильность, рабочие места и т.д.), активно начинают заниматься общественной деятельностью: уходят в политику, становятся чиновниками разных уровней, занимаются наукой, нанотехнологиями. Сфера искусства тоже не остаётся без внимания деловых людей. Примером тому – Владимир Абрамович Кехман, успешный бизнесмен, глава крупной транснациональной корпорации, ставший генеральным директором Санкт-Петербургского Малого оперного (Михайловского) театра. Это событие вызвало большой общественный резонанс. В средствах массовой информации звучали и звучат самые разные оценки, комментарии деятельности нового гендиректора. Сегодня дать однозначную оценку действиям В.А. Кехмана в роли гендиректора оперного театра сложно. Но опыт известных русских меценатов – Мамонтова, Зимина и других – позволяет утверждать: истинным меценатом в одночасье стать невозможно, здесь, как и в любом деле, нужны знания в сфере искусства, художественный вкус.
Меценатство – это большой труд, требующий знаний, постоянного воспитания и совершенствования эстетических вкусов.
Поэтому бизнес, который занимается или готов заниматься поддержкой искусства и науки, должен усвоить забытые и утерянные традиции просвещённого дворянства XVIII и купечества-предпринимательства конца XIX – начала ХХ веков, являвших собой образец компетенции, художественной эрудиции; необходимо быть в курсе событий, происходящих в этой сфере, что даст возможность правильней ориентироваться в сложных процессах социокультурного мира. Привлекая в качестве советников, экспертов, партнёров и т.д. людей, профессионально разбирающихся в искусстве, науке, умеющих отличить подлинные художественные ценности от масскультуры, базирующейся, как правило, на шоу-бизнесе, истинную науку от псевдонаучных новаций, меценат сможет принять правильное решение в выборе «объекта» дарения.
Список использованных источников:
1. Бычкова С. Константин Коровин – художник и писатель / С. Бычкова, И. Хабарова // Наше наследие, 1990. – №2. – 160 с.
2. Дранкина Е. Бизнес на языке искусства [Электронный ресурс] / Е. Дранкина // Коммерсант. – 2005. – 7 дек. – Режим доступа: http://www. culturalmanagement.ru/infocenter/?cid=9&aid=1122
3. Колшицер М.И. Валентин Серов / М.И. Колшицер. – М.: Искусство, 1967. – 520 с. – Серия: «Жизнь в искусстве».
4. Лихачёв Д.С. Письмо двенадцатое: Человек должен быть интеллигентен / Д.С. Лихачев // Письма о добром и прекрасном. – М., 1988. – С. 52.
5. Меценатство – это этап в становлении бизнесмена // Ва-банк. – №8. – 1995.
6. Рахманинов С.В. Литературное наследие: в 2-х т. / С.В. Рахманинов. – М.: Сов. композитор, 1978. – Т.1. – 648 с.
7. Стрельцова Е.И. Частный театр в России. От истоков до начала ХХ века / Е.И. Стрельцова. – М.: РАТИ-ГИТИС, 2009. – 635 с.