К.филол.н. Паньков Е.А., к.филол.н. Панькова О.Е.
Гр одненский государственный университет имени Я . Купалы ,
Республика Беларусь
Интеллектуальная вариативность жанра эссе
В 50–60-е годы ХХ века возрастает интерес писателей к такой форме художественного отображения реальности, как эссе. Широкие возможности в использовании художественно-изобразительных средств эпоса и лирики, допустимость совмещения приемов образного и фрагментарного письма придают эссе качества динамичного жанра, с помощью которого автору удается адекватно передать свой внутренний мир, спроецировать собственный взгляд на реальность, представить свое понимание красоты, гармонии. э ссе является таким прозаическим жанром, который оставляет писателю возможность для эксперимента.
Несомненным является тот факт, что морфологические черты того или иного произведения находятся в прямой зависимости от идейно-тематического содержания и креативных возможностей автора. Достаточно часто основная идея выражается вне сферы влияния общепринятых литературных норм и стереотипов, создает новую сюжетно-композиционную структуру, которой достаточно сложно найти соответствующее место в традиционной типологии. К числу таких произведений следует отнести литературное эссе. с очетание в нем публицистического, философского, документального, художественного начал, подчеркнутая субъективность, свободная композиция указывают на особый, эссеистический стиль. Польские писатели были вынуждены работать в условиях острых программно-культурных и общественных дискуссий, что требовало открытости, рефлексийности, использования философской мысли, фактов и традиций национальной истории и культуры. к роме того, универсальность тематики, нередко свободный стиль [1], возможность цитирования и обращения к литературным реминисценциям, а порой к Эзопову языку позволяли трансформировать разрозненные литературные вкусы и пристрастия в оригинальную авторскую концепцию.
Один из исследователей эссе М. Эпштейн отмечает, что для данного жанра свойственно стремление к парадоксальности, размытости формальных границ, в нем совмещаются способы постижения мира жанров документальных (дневник, хроника, отчет, протокол), художественных (эпопея, роман, трагедия, рассказ) и научных (статья, монография, реферат, комментарий) [2, с. 124]. Как подчеркивает теоретик, «нет ничего более сложного и взыскательного, чем жанровая свобода, которая в полной мере разрешена эссеисту, – за нее приходится платить непрерывными поисками жанра для каждого нового абзаца и чуть ли не строки…» [2, с. 128]. Эссеистика вынуждает автора занимать активную гражданскую позицию. Не является исключением и польская эссеистика ХХ века, представители которой стремились посвятить свою литературную деятельность служению идеям социальной и национальной справедливости в исторических условиях, оказавших негативное влияние на развитие польской культуры и государственности (Ч. Милош, В. Гомбрович). Э ти процессы нашли свое художественное отражение в творчестве: авторское «я» нередко становилось доминирующим, что давало возможность существенно сократить дистанцию, разделяющую писателя и читателя. М.Эпштейн утверждает: «В лирике «я» выражается прямо, непосредственно, в эссеистике оно выступает не только как субъект, но и как объект высказывания, по отношению к себе опосредуется анализом, рефлексией» [2, с. 141]. Попытки польских писателей исследовать причинно-следственную природу явлений, анализировать окружающую действительность, сочетать художественное и документальное, использовать цитаты, синтезировать в прозаических произведениях художественные приемы, заимствованные из других жанров, позволяют говорить об эссе как о самостоятельном литературном жанре.
Жанр эссе неизменно привлекал внимание польских литературоведов. Этот интерес был обусловлен различными причинами и часто выходил за пределы художественной литературы, переплетаясь с проблемами всемирной культуры и философии в связи с особенностями национального сознания. Как утверждает Д. Хек, это связано с «исключительным статусом» эссе в науке о литературе, его художественной и интеллектуальной элитарностью или даже «снобизмом», а также с попытками «примитивизации основных положений жанра», стремлением «объединить их с императивами науки» [3, с. 274]. Эссе является не только одним из самых динамичных жанров в польской послевоенной литературе, но и в некотором смысле самостоятельной художественной областью. Подобное значение сформировалось исходя из той важности проблематики, которая присутствует в произведениях польских эссеистов, благодаря влиянию их творчества на развитие идейных, политических, общественных и этических позиций поляков на протяжении второй половины XX столетия.
В послевоенно м эссеисти ческом творчестве происходил процесс осмысления тоталитарных систем XX века и польской патриотической традиции XIX века. Эссеистика Ч. Милоша, Я. Стшелецкого, Ю. Виттлина, В. Кули, С. Винценза, Т. Брезы для послевоенного поколения поляков послужила эталоном мировоззренческой и национальной терпимости, обеспечила существование польских национальных традиций, явилась своеобразным «учебником» по истории Польши без идеологических интерпретаций и «белых пятен».
Список использованных источников:
1. Dybciak К . Inwazja eseju / К . Dybciak // Pami?tnik Literacki. – 1977. Rocznik LXVIII. – z. 4.–S. 113–150.
2. Эпштейн М. Законы свободного жанра (Эссеистика и эссеизм в культуре Нового времени) / М. Эпштейн // Вопросы литературы. – 1987. – № 7. – С. 120– 52.
3. Heck D. Esej: S?ownik literatury polskiej XX wieku / D. Heck , A. Brodzka, M. Puchalska, M. Semczuk. – Wroc?aw: Ossolineum, 1993. – S. 274–280.