VI Международная научно-практическая конференция "Спецпроект: анализ научных исследований" (30-31 мая 2011г.)

К.филол.н . Самситова Л.Х., Нафикова Р.Р.

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы ,

Российская Федерация

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТОВ «ПРАВО» И «ЗАКОН» В ПОВЕСТИ МУСТАЯ КАРИМА «ПОМИЛОВАНИЕ»

 

Современная лингвистика развивается в русле новой научной парадигмы, в центре которой стоят вопросы языковой личности, языкового сознания, языковой картины мира. Понятия «закон» и «право» как механизм социального регулирования играют исключительно важную роль в современном обществе и поэтому находят множественное воплощение в языковой семантике и коммуникативной деятельности, однако в прозаическом дискурсе специфика существования концепт ов "закон" и " право " еще недостаточно изучена.

В большом юридическом словаре даются следующие интерпретации этих слов-концептов:

Право – в объективном смысле система общеобязательных, социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право) либо вытекающих из самой природы человеческого разума. Императив, стоящий над государством и законом (естественное право). Различают право писаное (статутное), (прецедентное) и обычное, светское и религиозное, национальное и международное [1, с. 456].

Закон – юридический акт, принятый высшим представительным органом государства. Власти либо непосредственно волеизъявлением народа (в порядке референдума), и регулирующий , как правило, наиболее важные общественные отношения. В широком смысле – нормативные правовые акты в целом; все установленные государством общеобязательные правила [1, с. 197].

Повесть Мустая Карима «Помилование», вышедший в свет в 1968 году, не оставил равнодушным читателей широкого круга. Драматичные события , происходившие осенью 1942 года, показывают жестокость и беспощадность законов войны. Ограниченные права 20 летнего сержанта и суровые законы Великой Отечественной войны никак не могут сочетаться. В этом и кроется глубокая философия жизни, в реализации которой немаловажную роль играют концепты «право» и «закон».

В повести Мустая Карима «Помилование» наличие в смысловом потенциале концептов «право» и «закон» таких признаков, как запрет, дозволение и обязывание, позволяет говорить о многомерности их семантики. Например, отражение концептов «право» и «закон» мы наблюдаем через внутренний конфликт командир а штаба, где Вардгес Сергеевич объясняет свой поступок справедливым, так как он не отступился от закона: « К?йеф?е? ?ыл?ам да, закон?ы ? ?ылманым. Быны? ?с?н уны ??йепл?рг? бер???е? д? ха?ы ю? » (С. 208) . Но в то же время, его мучает совесть, внутренний голос ему подсказывает другое: «... а?а? килеп, ?у?ыш заманыны? ш?ф??т?е? законы к?рт? булып ятты» (С. 155). Также в бесед е между капитаном Казаряном и комиссаром Зубковым, а потом и в разговоре Арсения Даниловича и Байназарова отражаются жесткие правила войны : «... Бында – тормош . ?у ?ыш бында. ?аты закон » ( С. 157). «Лейтенантты? ха?лы?ы , ??ене? к?с???л?г? уны сы?ырынан сы?ар?ы... Х?к?м сы??ан . Ул дезертир и??пл?н?» (С. 158). Простодушный Любомир начал осознавать свою вину лишь тогда, когда ему прочитали приговор : « За тяжкое преступление выразившееся в угоне путем обмана боевой техники в боевой обстановке, также в отсутствии из боевого порядка в течение более пяти часов, сержант Зух Любомир Дмитриевич по статье 193 (7), пункт «г», уголовного кодекса РСФСР, по закону военного времени, приговаривается к высшей мере наказания расстрелу » (С. 137). До вынесения приговора бесхитростный Любомир Зух размышлял иначе: « ?и???л? р , ??йебемде ?у?ыш ярлы?ар . ?лбитт?, ярлы?ар » (С. 78). Даже последнее фатальное слово « расстрелу » вместо того, чтобы заставить задуматься, утешило его, так как он полагал это как невозможное, что впоследствии оказалось ошибочным. Затем наивный сержант поставил на свое место другого человека и сделал вывод: «... ??йепл?не?се урынында ул ошо м?л ??ен т?гел, б?т?н кешене к?р?е, б?т? а?ын йыйып, хата?ын таныны ... м?х?бб?те?д? кемде? ?ай?ы?ы бар ?у?... бары х?к?м ген? ит?л?р уны ... » (С. 138), – признается Любомир.

В повести «Помилование» через концепты «право» и «закон» четко сопоставляются законы войны и законы жизни. Война и ее устав требу ю т суровости, конкретности в действиях, здесь нет места впечатлениям, душевности и любви. Ее законы настолько беспощадны, что не пощадили 20 летнего сержанта, который даже не успел вступить на фронт. Казарян Вардгес Сергеевич, когда стоял на перепутье, думал стоит ли позвонить и сообщить о «ЧП» командиру бригады или замкнуть тему о Любомире Зухе : « ?у?ыш ярлы?ар . Б?лки, ярлы?ар. Ай-?ай, ярлы?армы ик?н ?». Капитан не может перебороть себя и идти Любомиру на встречу, потому что законы войны обязывают иное, что даже подождать обжалованное письмо до вечера не было возможным. А законы любви диктуют жить лишь по зову сердца, как и сделал Любомир , поехав к Марии Терезе. В таком наивно-языковом сознании семантика концепта «закон» выражается в абстрактных морально-утилитарных нормах, отраженных в значениях слов, отражающих социально-типичные позиции и оценки, свойственные к героям повести. Здесь также выражается сущность концепта «право», который в некоторой степени помогает раскрыть характер героев: с одной стороны, ограниченность действий Любомира , с другой, совесть не позволяет Казаряну нарушить военный устав, каким бы он суровым не был.

В произведении концепты «право» и «закон» репрезентируются через лексемы: ярлы?ау, х?к?м, ха??ы?, ш? ф ??т?е?, ?аты закон, ха? ба?а, гона??ы??а бирелг?н яза, ???ел х?к?м, ?у?ыш ярлы?амай, ?у?ыш ?орбаны и т.д.

Таким образом, к онцепты «право» и «закон» в повести Мустая Карима «Помилование» напрямую связаны с идеей и темой произведения. Так как основная мысль, глубокая философия повести интерпретируются через сопоставление законов жизни и войны, в одном из которых учитываются права человека, а в другом игнорирование этих прав и жесткое наказание при их нарушении.

 

Список использованных источников:

1.     Додонов В.Н. Большой юридический словарь / В.Н. Додонов, В.Д. Ермаков, М. Крылова. – 2-е изд. – М.: ИНФРА, 2003. – С. 623.

2.     Галиева Д.И. Концептуальное поле «Право и Закон» в русской языковой картине мира как основа формирования профессиональной речи студентов-юристов / Д.И. Галиева // Языковая личность: Лингвокультурология . Лингводидактика. Лексикография; под ред. В.В. Воробьева и Л.Г. Саяховой . – Уфа: БГУ, 2001. – С. 131–148.

3.     Карим М. Помилование. Повесть / М. Карим . – Уфа: Китап , 1986. – 224 с.

4.     Маслова В.А. Лингвокультурология : учеб . п особие для студ. высш . уч . завед . / В.А. Маслова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. 208 с .

5.     Самситова Л.Х. Культурные концепты в языковой картине мира (на материале башкирских народных пословиц и поговорок) / Л.Х. Самситова // Искусство и образование. – № 9. – 2008. – С. 121.