Филимонов Ю.Н.
Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов ,
Российская Федерация
СЦЕНИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ВИДОВ И СТИЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Синтетичность театральной постановки на сцене, представляющая собой слияние действия, слова, музыки, изображения, закономерности этого слияния, которые определяют своеобразие принципов художественного оформления спектакля и являются основой постановочной практики.
В основе этих закономерностей лежит поэтика авторского стиля, драматургические особенности жанра. Они являются одним из тех «предлагаемых обстоятельств», которые в первую очередь определяют работу художника в театре и характер использования изобразительного искусства в структуре спектакля.
Целью художника при оформлении театральной постановки является такое использование видов и стилей изобразительного искусства, чтобы раскрыть содержание всего драматического произведения и каждой его части – создать целостный художественный образ, который в своей завершенности относительно самостоятелен, так как является частью более сложного синтетического целого. Проявляется эта относительность в том, что художественное оформление спектакля зависит от стиля авторской поэтики, жанра драматургии, выражающих характеры действующих лиц, драматические конфликты, эмоциональный фон действия, а также в его сценическом предназначении: необходимость рассмотрения декораций на далеком расстоянии диктует их преувеличенную цветность, обобщенность манеры живописи; композиция мизансцен играет большую роль в планировке декораций; в их построении необходимо учитывать время для их перемен и т.д.
Изобразительное искусство определяет внешнюю форму драматического действия: внешний облик персонажей и среды, в которой они действуют. Оно передает дух эпохи, колорит пейзажа, характер интерьера, соответствующие образу героев. Изобразительное решение театральной постановки создает конкретную внешнюю форму, позволяющую действию развиваться в соответствующей его сути среде. Благодаря чему смысл постановки получает свое окончательное завершение в целостном синтетическом сценическом образе.
Многообразие видов и стилей изобразительного искусства участвует в качестве составной части в художественном оформлении театральных постановок, становится частью синтетического целого, приобретает особые специфические черты. В художественном оформлении театральной постановки может использоваться живопись, скульптура, архитектура, графика, прикладное искусство, рисованная или фото- и кинопроекция, или сочетание нескольких элементов, но все виды и стили изобразительного искусства включаются в единое изобразительное целое. И именно это целое первично по отношению ко всей совокупности используемых элементов изобразительного языка, которая используется в художественном оформлении, и определяет их подбор.
Эти принципы складывались на протяжении всей истории европейского театра, и нашли свое отражение в создании самостоятельного вида искусства – театрально-декорационного. Нынешний термин – сценография.
Современная сценография учитывает в своей практике все приемы эмоционального воздействия на зрителя, рожденные европейской театральной традицией, начиная с античных времен.
Это и возможности театрального пространства (сценическое плюс зрительское пространства) древнегреческой сцены – арены, построенного по лучевому принципу организации внимания и эмоций зрителей; это и временные подмостки, разделенные занавеской, древнеримской комедии – паллиаты и используемые разыгрывании фарсов на западноевропейских городских площадях в XIV – XVI веках; это и симультанное пространство Средневековья для разыгрывания мистерий на многих площадках одновременно.
Но мощный толчок для развития сценографии в ее современное состояние дало создание нового театрального пространства, построенного по осевому принципу организации внимания и эмоционального состояния зрителей, основанному на перспективных исканиях художников эпохи Возрождения.
В 1539 году в Италии, в городе Виченце, во дворце Порто был построен театр живописцем и архитектором Серлио. Сцена делилась на переднюю часть – просцениум и заднюю – возвышающуюся в глубину. На этом помосте были установлены декорации, изображавшие улицу. Серлио применял три типа декораций: для трагедий – храмы, дворцы, арки; для комедий – городская площадь с домами, лавками, гостиницами; для пасторалей – лесной пейзаж, решая таким способом образную задачу единого художественного целого.
Этот театр стал прообразом сцены-коробки, господствующей и сейчас в театральной практике. Декорации сцены-коробки, развиваясь на основе принципов центральной перспективы, выработали живописно-иллюзорный подход, возникший в театре XVII – XIX веков и достигший большой виртуозности в изображении пространственных эффектов. Так зрители Миланского театра « La scal а» наградили овацией художника Пьетро Гонзаго, придя на премьеру и при раскрытии занавеса увидевшие точно такой же фасад театра, который они видели за несколько минут перед этим, входя в здание театра. Фасад был написан на завесе первого плана сцены и никак не связан с последовавшим действием. Это был расчет на эффект неожиданности.
Традиции европейского театра заложили принципы театрально-декорационного искусства, но и породили стереотипы. Театральная декорация, определяемая в XVIII веке Пьетро Гонзаго как «музыка для глаз» не соответствует духу и устремлениям современной театральной практики. Изменения в культуре, общественной психологии, отразившиеся в новых формах драматургии – литературной и музыкальной, искания таких режиссеров конца XIX – начала XX веков как Г. Крэг, Э. Пискатор в Европе, К. Станиславский, В. Немирович-Данченко, В. Мейерхольд, А. Таиров, М. Фокин в России, приход в театр крупнейших художников привели к тому, что декорация перестала украшать и обставлять сцену, служить фоном сценического действия, а стала играть активную роль, формируя образ спектакля, становясь одним из главных действующих лиц.
В современном театре живопись это лишь одно из многих средств воплощения замысла, основанного на подчинении их художественной структуре образа, стилевому единству всех выразительных сре дств сп ектакля. Впервые продемонстрировали это в середине 80-х годов XIX века в Мамонтовской опере русские живописцы В. Васнецов, В. Поленов, М. Врубель, К. Коровин. В начале XX века в Дягилевской антрепризе блистали Б. Анисфельд, А. Бенуа, Л. Бакст, А. Головин, Н. Гончарова, М. Ларионов, Н. Рерих, Н. Сапунов, С. Судейкин, создавая декорации ярко отмеченные не только новым декоративизмом, но и проникновением в поэтическую и идейно-образную суть драматургии. Эти искания нашли свое отражение не только на русской сцене, но и на европейской в последующие годы XX века.
Стремительная смена живописных стилей начала XX века нашла свое отражение и в сценографической практике. В России это кубо-футуризм К. Малевича, П. Филонова, А. Экотер; в Европе – опыты Д. Баллы, Ф. Леже, П. Пикассо. В их работе рождаются приемы построения пространства для действий актера не на живописном фоне, а в трехмерной среде. Плоский планшет живописного театра заменяется рельефом сценической площадки, используется архитерктурно-конструктивный способ, позволяющий увеличить выразительность мизансцен, подчеркнуть их трехмерность, сделать игру актера основным выразительным средством. Последняя идея привела к мысли о полном уничтожении декораций. Появились спектакли «в сукнах» – актеры играли на нейтральном фоне, они являлись основным источником выразительности. Одним из вариантов нейтрального фона является принцип «Черного кабинета» – одежда сцены и задник из черного бархата. Но он нейтрален психологически, и хотя очень хорош для мощных эмоциональных обобщений, не подходит как универсальное средство, к чему стремились во время моды на него. Но он идеален для лаконичной декорации, основанной для создания художественного образа с помощью жесткого и точного отбора выразительных деталей, что в искусстве и создает ощущение правды. Лаконизм становится яркой тенденцией в современной сценографии.
Дальнейшее развитие стилевых приемов искусства XX века (сюрреализм, экспрессионизм, абстракционизм) также дает интересные результаты в развитии сценографии. Символизм, метафоричность сюрреализма и абстракционизма, эмоциональная заостренность экспрессионизма находят удачное выражение в декорациях А. Басальделла, Э. Греко, Р. Гуттузо, С. Дали, Ж. Карзу, А. Кассандра, А. Клаве, У. Мастроянни и др. в европейском театре. В СССР и России эти приемы и стилистики, рожденные русскими и европейскими художниками начала и середины XX века дают таких мастеров как М. Бархин, Д. Боровский, А. Васильев, М. Григорьев, В. Дмитриев, С. Вирсаладзе, Н. Акимов, В. Дюрер, Д. Лидер, М. Золотарев, В. Левенталь, В. Мессерер, В. Паршиков, Г. Сотников, Э. Стенберг, С. Юнович, Э. Кочергин и др.
Мощным средством выразительности в связи с развитием в конце XX века в изобразительном искусстве приемов поп-арта, инсталляции становится их использование в сценографии в сочетании с многократно возросшими возможностями световой и проекционной аппаратуры (включая эксперименты с видеорядом), дающей многообразную, динамичную цвето-световую партитуру, позволяющую проследить тончайшие оттенки эмоционально-смысловой структуры художественного образа.
Сценографы начала XXI века, используя приемы накопленные предыдущими поколениями, создают новую эстетику синестезии искусств, высокоформализованную систему взаимосвязанных сценических смыслов, символов, созвучия пластических, цветовых и музыкальных моментов, которая и стала ее отличительной чертой.