Лесная Е.А.
Институт архитектуры и искусств ЮФУ, Российская Федерация
ЦВЕТ В КОМПОЗИЦИИ
Проблема восприятия цвета, является предметом исследований ученых в течение многих веков. Из истории изучения цвета известно, что наглядным способом будет изображение схемы, которую мы назовём колористика . Истоком является интуитивное понимание цвета и применение его первобытными народами . Рисуя наскальные картины, пещерные люди использовали силу цвета для воздействия на сознание человека. Таким образом, человек начал создавать посредством изобразительных средств, другую реальность, которая во все последующие века только развивалась, росла, набирая силу. Итог накопленного опыта – разветвление схемы на науку, искусство и технику.
Наука и искусство имеют свои целевые установки. Наука устремлена в истину, искусство в красоту. Изучение цвета объединяет эти установки. Познание природы цвета и механизма его действия изучается с разных позиций: физиками, химиками, физиологами, психологами. Цвет, как гениально сконструированное внутри себя природное явление с внутренней энергетикой, создает свою мировоззренческую основу.
Цвет это ощущение, возникшее в мозгу человека, как реакция на световую волну определенной длины.
Изучая действие цвета на нервную систему, можно заметить зависимость возбуждающего действия от длины волны. Так красный – самый возбуждающий, оранжевый и желтый – тонизирующие цвета, зеленый – нейтральный, голубой оказывает успокаивающее действие, но по мере перехода к синему и фиолетовому возрастает. Фиолетовый – угнетает. Красный и фиолетовый замыкают спектр, образуя пурпурный цвет, который оказывает так же возбуждающее действие. Деятельность зрения возбуждает и другие органы чувств. Цветовые ощущения вызывают воспоминание, которые называются цветовыми ассоциациями. Явление цветовых ассоциаций в том, что данный цвет возбуждает эмоции, представление, воображение, память.
Роль и функция цвета в жизни общества играет огромную роль. Понимание влияния цвета на психофизиологию человека – путь к формированию творческой личности. Говоря об этом, можно сказать, что цветовая палитра является показателем состояния общества, его духовного, нравственного и технологического уровня развития. Поэтому проблема исследования цвета очень актуальна. Важным является решение теоретических и прикладных задач цвета: учет культурно-исторических традиций, разработка гармоничных сочетаний цвета, взаимодействие цвета и формы, символики цвета. Художник в постижении эстетического воздействия цвета, также опирается на знание физиологии и психологии цвета. Для создания художественного образа большое значение имеет отношение между реальным цветом воспринимаемым глазом и образом, возникающим в сознании человека. Проблемы субъективного восприятия цвета очень важны в художественном воспитании, дизайне и архитектуре.
В программе подготовки по живописи архитекторов предусматривается блок заданий на воображение: «Архитектурная фантазия». Это, в первую очередь упражнения, где архитектурные объекты изображаются по представлению, а колористическое решение помогает раскрытию художественного образа. В этом задании происходит переход от основ профессиональной грамоты в художественной композиции к их творческому применению. Итог задания – приближение к формально-абстрактному образу, с использованием умений и навыков полученных при выполнении изображений с натуры. Этот образ может послужить материалом для воплощения конкретной идеи в проектировании. Основное отличие от реального проектирования состоит в том, что мы должны вести работу не от содержания к форме, а наоборот. При выполнении этого задания потребуется решение ряда композиционных задач: «элемент – пространство» и их «взаимообусловленность», «главное – второстепенное», «количественная мера активности выразительных средств», а так же решение метрического, пространственного и временного масштаба. Формирование образа преследует цель получения целостной, гармоничной композиции посредством многообразия формообразующих элементов. В композиции задаются соотношения различных по характеру элементов: линейные, плоскостные, объемные; а так же фактурно-пластическое и цветовое решение. Для усиления художественного образа доминирующим средством будет тонально – цветовое соотношение композиционных элементов. В этом задании необходимо свести до минимума сугубо личностные вкусовые предпочтения и действия образных стереотипов, которые представляют серьезную опасность для творчества в реализации проектных идей. Овладение таким видом изображения требует некоторой перестройки мышления, определённой теоретической подготовки, творческого подхода к делу. Но результат оправдывает все эти затраты. В наше время с богатым ассортиментом цветных строительных материалов от архитекторов требуется грамотный колористический подход для воплощения архитектурного замысла. И такие задания помогают реально воплотить творческие замыслы авторов в будущих произведениях в целостной художественно-образной форме.
В своей теории цвета И . Иттен придерживался мнения, что каждому, кто в своей профессиональной деятельности связан с цветом, нужны знания о цвете. Независимо от наличия таланта и прирожденного чувства цвета, которыми обладают некоторые люди, это всегда помогает преодолевать некоторую неуверенность при выборе цветового решения. И. Иттен говорил своим ученикам так: «Если вы, не зная законов владения цветом, способны создавать колористические шедевры, то ваш путь заключается в этом «незнании». Но если вы в своем «незнании» шедевры создавать неспособны, то вам следует позаботиться о получении соответствующих знаний».
В жизненном пространстве человека цвет выступает этическим эталоном, важным критерием качества оценки окружающей среды. Для этого необходимо комплексное изучение цвета.