Вишневская В.М.
Институт архитектуры и искусств ЮФУ, г. Ростов-на-Дону,
Российская Федерация
ГУЛИН Е.М.: ШТРИХИ К ТВОРЧЕСКОМУ ПОРТРЕТУ
Исторический центр Ростова-на-Дону, которому город во многом обязан своим самобытным провинциальным очарованием, сложился преимущественно между 1895 и 1915 гг. Двадцать лет – срок творческой жизни одного поколения. В том числе, поколения архитекторов, работавших на благо города и совместно создававших его облик.
С одной стороны, о ведущих зодчих Ростова-на-Дону конца XIX -начала XX веков вроде бы известно достаточно – имена Н.А. Дорошенко, П.Я. Любимова, С.В. Попилина, В.В. Попова, Е.Г. Ерохина известны каждому, кто когда-либо проявлял интерес к истории родного города. А о таких мастерах, как академик А.Н. Померанцев, разработавший проекты трех прекраснейших зданий на центральной улице города, или Н.Н. Дурбах , который хоть и работал преимущественно в соседней Нахичевани, но в архитектурной жизни Ростова-на-Дону тоже играл не последнюю роль, – знают и многие за пределами профессионально-исследовательской среды. Труды замечательных архитекторов и краеведов А.Н. Зимина, Л.Ф. Волошиновой, Г.В. Есаулова и других исследователей сформировали остов знаний о старом купеческом Ростове-на-Дону и заложили основу для дальнейших архивных изысканий.
Но с другой стороны – накопленные исследователями знания о ростовской архитектуре в основном сосредоточены вокруг немногочисленных знаковых и хорошо известных объектов. Проблема исследователя архитектуры в Ростове-на-Дону – это проблема нехватки данных: слишком многое из архивных материалов погибло, слишком малое уцелело. Список зданий, признанных памятниками различных уровней, и при этом не имеющих данных об авторстве создателя, удручающе длинен. Основные объекты на центральных улицах в последние десятилетия обновляются и поддерживаются в более-менее сохранном состоянии; но другие, подчас не менее интересные в историческом и архитектурном смыслах здания, расположенные не так удачно и заметно, – бесконтрольно и необратимо разрушаются и утрачиваются. Город стремительно теряет своё историческое наследие, не успев как следует познать его и сохранить эти знания.
Одной из причин столь равнодушного отношения ростовской общественности, подчас даже профессиональной, к творениям «не мастеров», может быть недостаточность данных о рядовых архитекторах Ростова-на-Дону. Можно знать фамилию архитектора, разработавшего проект здания, – но, узнав больше о стоящей за этой фамилией личности, о его жизни, профессиональном пути, которые и являются истоками его творческого почерка, мы начинаем больше интересоваться самим зданием как отражением отстоящей от нас на десятки лет человеческой судьбы. В этом случае, исследуемый объект становится памятником не только архитектуры, но и истории, и имеет больше шансов на внимание общественности и продолжение своей недвижимой жизни.
Малоизученными можно считать биографии большинства ростовских архитекторов, но одним из «лидеров» в этом вопросе до сих пор можно было смело называть Евгения Михайловича Гулина . Имевшаяся в профессионально-научном обороте биографическая информация об этом архитекторе, занимавшем далеко не последнее место среди зодчих Ростова-на-Дону начала XX века, была чрезвычайно скудна: годы работы в нашем городе, даты строительства немногочисленных известных объектов, статус выпускника Института гражданских инженеров в Санкт-Петербурге и архитектора ростовского градоначальства [1].
А ведь Е.М. Гулин, среди прочего, является автором двух знаковых зданий на центральной улице города: торгового дома купцов Яблоковых (Б.Садовая, 64), которое традиционно именуют «первым в Ростове зданием в стиле модерн», и Центрального универмага (Б. Садовая, 46), некогда универмага «Проводник», построенного на пересечении двух главнейших магистралей города и являющегося одним из его символов. Еще один, весьма любопытный факт, который во многом инициировал всё исследование, – то, что этот «первый модерн» архитектор спроектировал в очень юном возрасте, еще до завершения обучения в Институте гражданских инженеров, и за 7 лет до начала основной работы в Ростове-на-Дону в должности архитектора градоначальства[1]. Столь талантливый пример требовал самого внимательного рассмотрения.
Спустя неполный год с начала исследования удается собрать хотя бы примерную картину творческого пути архитектора. Е.М. Гулин родился в 1875 г. в Ставрополе, в дворянской семье весьма скромного достатка. На настоящий момент нет данных о детстве и начальном образовании будущего архитектора, но известно, что с 1896 по 1901 г. он обучался в Институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге [2]. В должности архитектора незадолго до того созданного ростовского градоначальства Гулин начинает работать с 1905 г.
Изучение дореволюционной прессы Ростова-на-Дону позволило обозначить круг обязанностей архитектора градоначальства, а также объяснить тот весьма странный факт, что неизвестно ни одного объекта Е.М. Гулина датировкой раньше 1910 г. В отличие от городских архитекторов, разрабатывавших проекты различных зданий и сооружений по указу Городской Думы, архитектор градоначальства занимался всем многообразием административной работы в области архитектуры и строительства. Различные заседания, комиссии, утверждения и освидетельствования – фактически, работа одного Гулина совпадала с деятельностью всего Департамента архитектуры и градостроительства современной Администрации. Очевидно, именно большая загруженность архитектора и повинна в отсутствии проектов того периода [3].
Однако, в мае 1910г. на пересечении Б. Садовой и Таганрогского проспекта (ныне – проспект Буденновский ) открывается универмаг «Проводник», построенный по проекту Е.М. Гулина . Современнейшее для того времени здание с огромными витринами в несколько этажей идеально соответствовало своей функции – что подтверждает и тот факт, что этой функции универмаг не изменил до наших дней.
Вероятно, успех нового объекта архитектора повысил его спрос у состоятельного частного заказчика Ростова, и до 1913 г. строится еще два объекта по проектам Гулина – доходный дом Мнацакановых на ул. Пушкинской , 65 и дом причта Панина на ул. Ульяновской, 39. Оставалось неясным, как Евгению Михайловичу удавалось совмещать работу в градоначальстве с проектной практикой – ведь, в соответствии с прежней информацией, архитектор покинул административный пост и уехал из Ростова в 1914 г. [1]. Однако новые данные разрешили эту нестыковку: удалось выяснить, что В.В. Попов стал новым архитектором градоначальства уже в 1912 г. [4]. Значит, Гулин оставил административные обязанности и смог полностью посвятить себя архитектуре.
Очевидно, он был востребован у заказчика и получал достаточные гонорары – подтверждали это и обнаруженные сведения о приобретении архитектором домовладения на улице Пушкинской, уже в то время одной из наиболее престижных в Ростове [4]. Несомненно, одной из главных причин профессиональной востребованности Гулина был его оригинальный творческий почерк.
Анализ известных работ архитектора позволяет выделить объединяющие их черты. Деликатное вписание объекта в застройку, умелая работа с формой и пространством, нетипичные для Ростова декоративные и колористические решения характеризуют каждое здание. Каждое, кроме первого – кардинальное отличие дома Яблоковых (ул. Б. Садовая , 64, 1898г.) от прочих работ Гулина , объединенных схожими приёмами, позволяет отнести это здание к раннему периоду творчества архитектора. Также можно выдвинуть предположение, что данный проект был скорее результатом заимствований элементов известных талантливому молодому человеку образцов, чем результатом собственного творческого поиска.
Что касается прочих проектов, их объединяет схожий стиль, который можно было бы условно назвать «южным модерном». Стиль Гулина сочетал чистоту и выразительную лаконичность формы рационального модерна с декоративностью его интернационального направлениями, при этом колористические решения – очень мягкие, пастельные, «южные». Всё упомянутое вместе создает ощущения нарядных, «праздничных» объектов.
Подобная «чистота» стиля модерн в архитектуре Ростова-на-Дону начала XX века встречается достаточно редко. В отличие от Санкт-Петербурга, Москвы и ряда крупных провинциальных городов, в Ростове-на-Дону модерн не получает столь широкого распространения; фактически, элементы стиля становятся здесь только еще одним выразительным средством для господствующей эклектики. Большинство архитекторов, следуя запросам заказчиков, продолжают работать в русле эклектики на основе классицистической пространственной структуры, заимствуя у модерна преимущественно декоративные черты: формы оконных и дверных проёмов, сюжеты для лепных украшений, узоры балконных решеток. В некоторой степени ситуация меняется после 1914 г., когда в ростовских зданиях уже и объемно-планировочная структура начинает опираться на принципы модерна, – но Гулин делает это раньше прочих.
Примечательна работа архитектора с формой здания. Все объекты Гулина , даже столь масштабные, как универмаг «Проводник», отличаются значительной легкостью. Архитектор добивался такого эффекта объемным и цветовым выделением вертикальных линий, объединяющих несколько этажей, на свободном от лепных украшений фасаде. Членение плоскости фасада на разные объемы, то выступающие, то утопленные, на которых располагаются оконные проемы разных форм, также облегчает силуэт здания, не дает ему стать монотонным. Лаконичный, точечный декор геометрических форм подчеркивает пространственные элементы. В целом работы Е.М. Гулина характеризуют их автора как обладателя тонкого вкуса.
Законченность авторского стиля архитектора позволила выдвинуть атрибуционную гипотезу о принадлежности здания на углу ул. Пушкинской и ул. Чехова (155/72, 1913 г.), автор которого ранее был неизвестен, к числу работ Е.М. Гулина . Анализ пространственного, декоративного и колористического решений данного объекта доказывает совпадение использованных в нем приёмов с теми, что характерны для известных построек Гулина . Год строительства – 1913г. – также принадлежит тому периоду, когда Гулин еще работал в Ростове.
Вполне возможно, что приверженность архитектора принципам модерна во многом была обусловлена его привязанностью к Санкт-Петербургу. Как свидетельствуют архивные данные, Гулин неоднократно бывал в столице в период работы в Ростове-на-Дону – как в отпуске, так и по работе: например, было установлено участие Гулина в IV съезде русских зодчих в 1911 г., на котором архитектор выступал с докладом по вопросам правовых аспектов купли-продажи земельных участков в Ростове-на-Дону[5–6]. И как удалось выяснить, именно в столицу архитектор переехал в конце 1913 года [7]. Гулин меняет успешную частную практику и домовладение в Ростове на работу на низших административных постах и проживание на съёмных квартирах в Санкт-Петербурге; затруднительно объяснить это сознательное снижение уровня благосостояния чем-то иным, кроме как стремлением жить и работать именно в столице. Возможно лишь предположить, что, в период обучения Гулина в Институте гражданских инженеров, Санкт-Петербург настолько поразил уроженца маленького провинциального Ставрополя, что повлиял на его профессиональное становление и творчество, а также и на всю его жизнь.
Как бы то ни было, Гулин проживает и работает в Санкт-Петербурге вплоть до 1916г и, согласно записям адресных книг, даже успевает вступить в брак [8]. После 1916 г. следы архитектора вновь теряются, и не удаётся обнаружить его дальнейшего пребывания ни в столице, ни в Ростове-на-Дону, ни в родном Ставрополе, в связи с чем появляется предположение о том, что Гулин мог эмигрировать из России в период революционных событий.
Подтверждение этой гипотезы, как и поиск данных о других обстоятельствах жизни и неизвестных работах этого неординарного и талантливого архитектора, – дальнейшая задача настоящего исследования, конечной целью которого является внесение лепты в сохранение и развитие архитектурной истории Ростова-на-Дону.
Список использованных источников:
1. Модерн в архитектуре Ростова-на-Дону. Материалы сайта Издательского дома АССА [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://silver-city.su/as_view.aspx?ID=922
2. ЦГИА. – СПб.: Ф.184, оп.3, д.1049 – лл.1, 10.
3. Газета «Южный Телеграф». – №2399 (1909), №2625, №2626 (1910).
4. Справочник «Весь Ростов и Нахичевань на Дону». – Ростов, 1912.
5. Газета «Южный Телеграф». – №2481. – 1909. – 8 дек.
6. Труды IV Съезда русских зодчих, состоявшегося в С.-Петербурге с 5 по 12 января 1911г. – СПб., 1911. – 654 с.
7. Алфавитный указатель жителей Петрограда (1913, 1914, 1915).
8. Алфавитный указатель жителей Петрограда на 1916 г .