V Международная научно-практическая Интернет-конференция «Образовательный процесс: взгляд изнутри» (20-21 декабря 2012 г.)

К. филол. н. Болтовская Е.А.

Могилёвский государственный университет имени А. А.Кулешова, Республика Беларусь

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА

В современной филологии по-прежнему остается актуальным вопрос опоэтическом языке «как своеобразной системе воплощения воображаемого или эстетически отражаемого мира…» [1, с.155] . В широком понимании под этим термином имеется в виду язык художественной литературы– как поэзии, так и прозы. В узкой трактовке, которой мы будем придерживаться в данной статье, учеными предлагается детальное рассмотрение существенных характеристик поэтического дискурса, отличающих его от прозаического.

Среди множества научных мнений о специфических свойствах языка поэзии выделим особо, на наш взгляд, важные.

1.Поэтический язык «возникает, формируется и функционирует в процессе реализации эстетической (поэтической) функции языка» [2, с.18], которая, наслаиваясь на другие функции и усиливая их, является доминирующей.

2.В поэтических текстах наряду с эстетической осуществляется коммуникативная функция, однако несколько модифицированная: лирика– “ ego ”-ориентированный дискурс, погруженный преимущественно в сферу автокоммуникации [3, с. 8]. Точка зрения говорящего становится определяющей благодаря «эгоцентризму (“я-центризму”) лирики» [4, с. 152]. Общая образность и художественная неповторимость произведения воспринимаются через призму лирического «я» автора.

3.Именно в поэзии «язык как система максимально проявляет свои возможности…» [5, с. 292]. «В поэтическом тексте потенциальная свобода языка трансформируется в абсолютную, реализующуюся свободу смысловыражения единицами языка, которые, приобретая статус единиц текста, проявляют в тексте новые возможности, когда имплицитные (скрытые) языковые качества тех или иных языковых единиц … эксплицируются (выражаются), регенерируются (наращиваются), … вступают во множественные отношения парадигматического, синтагматического и вариантного характера» [5, с.296] .

4. Выбор языковых средств, стратегия их употребления осуществляются не только в соответствии с идейно-художественным замыслом поэта, но также под воздействием более строгой, чем в прозе, структурной упорядоченности элементов текста (учитывается наличие ритма, рифмы, строфики и т.п.). В поэтическом языке наблюдается «повышенная теснота структурных и семантических связей», являющаяся, по мнению И.И.Ковтуновой, «текстовым аналогом» выдвинутого Ю.Н.Тыняновым закона «единства и тесноты стихового ряда» [4, с.4; 6, с. 133].

5.Все компоненты лирического произведения эстетически организованы таким образом, что каждый из них может «возводиться в ранг значимых» [7, с.47]: элемент любого уровня языковой системы может стать семантически мотивированным и может быть проанализирован с точки зрения выполнения им эстетической функции. Более того, способность к актуализации языковых единиц и категорий– непременное условие поэтического текста, в котором наблюдается сильная «тенденция к преодолению автоматизма в порождении и восприятии языковых знаков» [8, с. 3].

6.Ю.М.Лотман сформулировал «принцип со-противопоставления элементов», являющийся «универсальным структурообразующим принципом в поэзии…» [7, с. 47] и обязательно реализующийся на всех уровнях поэтического языка. По мнению Р.О.Якобсона, поэтическая функция предполагает выбор (селекцию) языковых средств, который производится на основе подобия и различия (эквивалентности), а также их комбинации при построении предложений [9].

7.В поэтическом тексте взаимосвязь формы и содержания существует в гипертрофированном виде: «Мельчайшее изменение формы означает изменение содержания, смысла. И наоборот: каждый штрих, каждый нюанс смысла неизбежно осуществлен, реализован в форме» [10, с.60]. Таким образом, формальные элементы поэтического текста оказываются семантизированными. Образность эмоционально насыщенного поэтического текста выражается в предельной точности, экономности и одновременно емкости слов.

8.Присутствует потенциальная множественность смыслов: слово в окружении поэтического контекста всегда стремится не к четкости значения, а к смысловой неопределенности или синкретизму семантических признаков, к семантической усложненности [ 11, с.148].

9.Основанная на семантической многослойности поэтического слова неоднозначность возможных интерпретаций текста, число которых из-за субъективности восприятия бесконечно [12, с.97], делает увлекательным процесс формирования художественного смысла и влечет за собой нескончаемый творческий диалог между поэтом и читателем (исследователем).

Список использованных источников:

1. Виноградов В.В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика / В.В.Виноградов.– М.: Изд-во АН СССР, 1963.– 256 с.

2. Казарин Ю. В. Поэтический текст как уникальная функционально-эстетическая система: автореф. дис. д-ра филол. наук : 10.02.01 / Ю. В.Казарин . – Екатеринбург : Урал. гос. ун-т , 2001.– 36 с.

3. Задворная Е. Г. Коммуникативно-эпистемические параметры высказывания и дискурса: автореф. дис. д-ра филол. наук: 10.02.02; 10.02.19/ Е. Г.Задворная . – Минск : Белорус. гос. ун-т, 2001.– 35с.

4. КовтуноваИ. И. Поэтический синтаксис/ И. И.Ковтунова.– М.: Наука, 1986.– 206 с.

5. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста: учеб. для вуз. по спец. «Филология»/ Л. Г.Бабенко, И. Е.Васильев, Ю. В.Казарин.– Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000.– 534 с.

6. ТыняновЮ. Н. Проблема стихотворного языка: статьи / Ю. Н.Тынянов. – М.: Советский писатель, 1965.– 301с.

7. ЛотманЮ. М. О поэтах и поэзии / Ю. М.Лотман. – СПб . : Искусство–СПБ, 2001.– 848с.

8. Зубова Л. В. Поэзия Марины Цветаевой: лингвистический аспект/ Л. В.Зубова.– Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.– 264 с.

9. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика / пер. с англ. И.А. Мельчука / Р.Якобсон // Структурализм: «за» и «против».– М., 1975.– С. 193–230.

10. Кожинов В. В. Как пишут стихи: о законах поэтического творчества/ В. В.Кожинов.– М.: Алгоритм, 2001.– 320 с.

11. Кожевникова Н. А.Метафора в поэтическом тексте / Н. А.Кожевникова// Метафора в языке и тексте.– М.: Наука, 1988. – С.145–165.

12. Винокур Г. О.Собрание трудов: введение в изучение филологических наук/ Г. О.Винокур.– М.: Лабиринт, 2000.– 192 с.