К. филол . н. Мосейчук Т. В.
Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова, Республика Беларусь
АНЕКДОТ КАК ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
Национальный характер определяется как совокупность определённых, наиболее распространённых для данной национальности, особенностей восприятия мира и возможных реакций на него. В структуру национального характера включают темперамент, чувства и эмоции, привычки и поведение, ценностные ориентации, вкусы, потребности. Особенно ярко черты национального характера и мировосприятия отражены в произведениях устного народного творчества. Предметом нашего исследования является анекдот – один из наиболее распространенных и продуктивных жанров современного фольклора. В нем, как в зеркале, отражаются наиболее характерные черты нашей эпохи, наших характеров, нашего поведения. Ни один другой жанр не реагирует так быстро и точно на все происходящие в обществе изменения.
Типология анекдота достаточно обширна. Мы постараемся описать лишь малую часть – национальные анекдоты про восточных славян (русских, украинцев, белорусов). Их характерные черты отражаются обычно в анекдотах с тремя действующими лицами: Проводится тест. В темной комнате поставили табуретку, вбили гвоздь острой частью вверх и по очереди посадили на эту табуретку русского, украинца и белоруса. Русский сел на гвоздь, вскочил и давай матом ругаться. Украинец сел на гвоздь, вскочил, вытащил его и положил в карман: "У господарстві все згодиться ". Белорус сел на гвоздь, привстал и со словами "А можа , так і трэба ?" снова сел. Кроме того, существует немало анекдотов, в которых фигурируют представители только одной нации и выявляются отличительные черты каждого народа. Так, для русских это лень и безалаберность в сочетании с разнообразнейшими талантами ( В России сконструировали супервездеход и пригласили иностранцев для его оценки. Западные спецы долго и с восхищением осматривали чудо техники. И наконец сказали: – И чего только эти русские не придумают, лишь бы дороги не ремонтировать! ) , бесшабашность, удаль и даже некоторая агрессивность. Для украинцев – жадность ( … що не знімання , то надкушу ), хитрость, националистические настроения по отношению к « жидам » и « москалям » ( Хохол, прочитав плакат «Бей жидов , спасай Россию»: Лозунг гарный… А циль погана … ) . Белорусы отличаются толерантностью, пассивностью, терпеливостью ( В Беларуси поставили памятник белорусскому народу под названием " Неписающий мальчик". Проходящий человек спрашивает: «А почему " Неписающий "?» Ответ: «А он терпит…» ). Однако есть и общие черты, свойственные русским, белорусам и украинцам в равной мере. Это, во-первых, гиперспособность к употреблению огромных доз алкоголя в любых ситуациях (1. Проходит международный чемпионат: кто больше выпьет алкоголя. Речь диктора: На арену выходит француз , он пьет коньяк бокалами, первый, второй, десятый. Сломался! Пока выносят француза, Иван Иванович из России разминается шампанским. На арене англичанин , он пьет бренди бокалами, первый, второй, десятый… Сломался! Пока выносят англичанина, Иван Иванович из России разминается красненьким. На арене американец , он пьет виски стаканами, первый, второй,..., десятый, сломался, сломался, сломался. Пока выносят американца, Иван Иванович из России разминается красненьким. На арене Иван Иванович из России . Он пьет водку ковшами, первый, второй, десятый. Сломался… Пока чинят ковш, Иван Иванович из России разминается красненьким... 2. Похороны. Два хохла несут в гробу третьего. Зима, сильный мороз, ветер. « Мыкола , горилкы будэш ?» – «Давай». – «А Пэтро будэ ?» – «Та вин жэ мэртвый !» – « Шо , такый мертвый, шо й нэ выпье ?» 3. – Чем отличается белорус от армянина? – Армянин пьет « коньяк » , а белорус пьет « як конь » ); во-вторых, это некоторая необразованность и отсталость по сравнению с другими нациями (1. Египет. В конторе, где формируются экскурсии, висит объявление, напечатанное по-русски : « На пирамиды не влезать » . Ниже от руки приписано: « Сфинксов не кормить » . 2. Провалом закончился Чемпионат мира по конному спорту для белорусского спортсмена. Если лошадь и брала барьер, то телега сносила все на своем пути . 3. Украинская школа: – Иваненко! – Шо ? – Dо уоu sреаk Еnglish ? – Шо ? – Садись, два. Петренко! – Шо ? – Dо уоu sреаk Еnglish ? – Шо ?! – Садись, два. Никоненко! – Шо ?– Dо уоu sреаk Еnglish ? – Yеs , I dо ! – Шо ? ) и, в-третьих, некоторое чувство превосходства по отношению к другим государствам ( В месте схождения границ трёх стран под Ахеном у пограничного знака стоял человек и орал по-русски второму с фотоаппаратом: «Снимай! Я стою в Германии и плюю на Голландию, через Бельгию!!!» ).
Все эти черты имеют языковое выражение. Так, в появившихся в последние годы многочисленных анекдотах о русских туристах за границей (следует отметить, что «русскими» там считают всех представителей постсоветского пространства) значительное место занимает военная лексика ( десант, отряд, взять власть и др. ), при этом наблюдается имитация официально-деловой речи ( По сообщениям пресс-службы Ростуризма, на курортах Хургады и Шарм-эль-Шейха в настоящее время находится до 8 дивизий российских туристов ) и стилистически сниженная лексика, связанная с денежной и алкогольной темой ( бабло , бабки, бухать, нажраться и др. ). Вообще, отдых и алкоголь неразделимы в картине мира среднестатистического славянина и, как темы, имеют особо разнообразные средства выражения, начиная от графических, вероятно, призванных передавать интонационное подчеркивание ключевых слов ( Жители Турции хотят, наконец, увидеть, ГДЕ же русские так устают, чтобы потом ТАК отдыхать?! ), и заканчивая грамматическими ( Удивительно, но в русском языке бывает так, что предложение, составленное из пяти глаголов неопределенной формы, имеет смысл: « Заставить встать сходить купить выпить » ).
Присутствует военная лексика и в украинских анекдотах, однако, в отличие от русских, носит менее масштабный характер ( ружье, обрез, пулемет ) . Характерная черта украинского менталитета – четкое деление мира на «своих» и «чужих» с шутливо-агрессивной установкой по отношению к «чужим». Наиболее ярко это явление выражается в вопросе о государственной символике ( Хохлы решают, какой сделать флаг дружбы украинского и российского народа: Пусть на красно-бело-сине-жовто-блакитном фоне будет их двуглавый орел на нашем трезубце... ) и особенно в вопросе о « рiдной мове ». Часто встречаются анекдоты, обыгрывающие фонетические отличия (украинское «и» читается как русское « ы » ) двух языков: Микола , чуешь, как москали называють наше пиво? – Як? – Пи-иво ! – Повбывав бы... Однако не следует принимать агрессивную установку «хохлов» всерьез – скорее это способ самоиронии. Ни ружья, ни пулеметы не произвели ни одного выстрела, а агрессия в итоге направляется на самих себя ( Умирает гуцул. – Сынки, клич скориш парторга, хочу в партию вступыты . – Тато , що з вамы ? Усэ життя ненавидiлы ж iх ! – Не бiда , умру – на одного комуняку менше станэ ) .
Группа анекдотов про белорусов не отличается многочисленностью. Вероятно, это связано с тем, что Республика Беларусь стала государством сравнительно недавно и белорусы только в последние десятилетия стали идентифицировать себя как нацию. По крайней мере, в советское время белорусы практически не фигурировали как персонажи анекдотов. Среди языковых средств, участвующих в отражении белорусского национального характера, тоже следует выделить типичные слова и фразы, произносимые (на общем русском фоне) на « беларускай мове » ( братка, як конь, а можа так i трэба ). Обыгрываются в анекдотах фрагменты действительности, занимающие важное место в картине мира современного белоруса (тракторы «Беларусь», колорадские жуки, битва за урожай, многочисленные лотереи и др.).
Вообще же главная функция национальных анекдотов, на наш взгляд, это не выражение пренебрежения или агрессии по отношению к другим народам, наоборот, это возможность посмеяться над собой, над своими недостатками. А осознание своих недостатков – это первый шаг к их исправлению. В связи с этим анекдот: – А давайте постараемся стать великой державой! Бросим пить, научимсяуважать женщин и, в конце концов, прекратим воровать! – Вообще-то можно, но не потеряем ли мы себя как нация?