К. э. н. Геворкян Н. М.
Российско-Армянский (Славянский) университет, г. Ереван, Республика Армения
ЭТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Основной темой экономики XXI века является проблема человеческого капитала, более того, человеческий капитал является также целью в процессе развития экономики будущего, в частности, его интеллектуальный аспект. В связи с этим особую роль приобретает вопрос этики в экономике. К данному аспекту экономичексой жизни стали обращаться в своих исследованиях многие современные ученые, в частности, Д. Петросян, О. Богомолов, С. Алферов, В. Ельмеев, Б. Салихов, Дж. Блум, A . Арвидсон, М. Баувенс и др. Более того, в 2009г. на симпозиуме ООН был представлен разработанный лидерами бизнеса и экспертами этики в экономике Манифест глобальной экономической этики, открытый для подписания всеми, кто поддерживает и принимает его положения ( www.globaleconomicethic.org. ).
Одной из причин почему «новая экономика» может быть названа также «экономикой этики» является то обстоятельство, что денежные стимулы не являются первичными для современного производства идей , инноваций, опыта и других нематериальных активов.
Другая причина лежит в самой сущности экономической жизни, в том, что сам т руд получает экономический смысл, когда люди начинают заботиться не только о себе и о своем ближайшем окружении, но и о других и обменивает с ними товары. В этом смысле экономическая жизнь должна быть широко отмечена такими аспектами межличностных отношений как уважение, братство, сотрудничество и др. Она этична также в смысле того, что в результате мы получаем так называемый «продукт этики»: сообщество, разделяемые ценности или отношения [1].
Так, двустороннее проявление этических принципов лежит в самой двойственности экономической деятельности, которая проявляется в следующих аспектах:
1) когда в экономическом обороте мы получаем продукты природы, преобразованные человеческим трудом;
2) когда труд преобразовывается силами духа, интеллекта человека, результатом чего являются многообразнейшие образования капитала [2].
Связующим звеном обоих аспектов, как и внутренним первичным принципом каждого является принцип этики хозяйственной жизни, братства и духовной свободы, основным носителем которого является человек.
Именно этический компонент экономики диктует необходимость в экономическом обороте рассматривать как дар со стороны физического труда денежный эквивалент продукции, созданной в результате применения духовных способностей к труду и ведущих к его экономии.
Таким образом, человек как сознательный носитель принципов этики становится тем путем, по которому и к которому идет развитие всего экономического процесса.
Взаимосвязь новой экономики, стремящейся ко все большей интеллектуализации и инновационному углублению с основой современной этики лежит в самой ее сути – свободе как основной ценности. « Важный аспект темы «экономика и этика» – свобода человека». Развитие соотношения свобода/ответственность – есть путь развития цивилизации [3]. В связи с непомерно возрастающей ролью второго, духовного аспекта как в хозяйственной жизни, так и в человеческом капитале растет и значение осознания свободы как основы духовного, интеллектуального творчества, а также духовного среза общества, которое иначе становится потребительской машиной. Именно наличие свободы позволяет построить креативную экономику, экономику знаний.
Таким образом, проблемы стоящие сегодня перед экономикой, особенно развивающихся стран, выступают одновременно и как этические и диктуют необходимость нового подхода и механизмов, формирующих хозяйственную жизнь так, что в ней сможет действовать современная этика.
Духовная сфера общества является тем источником, который вливает в новую экономику, строящую перспективы процветания, силы и способности людей, которые воспитываются и растут на основе своих собственных, не зависимых от экономики, духовных закономерностей, т.е. в осознанной свободе.
Индекс процветания, который разрабатывается действующим в Лондоне известным аналитическим центром «Легатум», учитывает персональную свободу и социальный капитал как один из основных 8 факторов среди таких как экономика, предпринимательство, управление, образование, здравоохранение, безопасность. Армения в общем рейтинге индекса процветания расположилась среди стран с уровнем «ниже среднего» (страны расположенные ниже 96-го места) и в общем списке из 142 стран занимает 98-е место (Россия, Украина – 66-е и 71-е места соответственно) [4].
Наихудшие показатели касаются уровня персональной свободы и социального капитала: в этих сферах Армения заняла 122-е и 124-е места, Украина – 108-е и 58-е, а Россия – 119-е и 71-е места соответственно. Индекс персональной свободы определяется аналитиками центра двумя обстоятельствами – свободой человека и общественной толерантностью. Социальный же капитал оценивается, исходя из активности населения, вовлеченности в благотворительность, участия семей в общинной жизни. Данные показатели, даже без сравнения с положением других стран СНГ в рейтинге индекса, свидетельствуют о том, что нам, чтобы стать членом Новой экономики, несущей принципы этики и братства, как имманентно присущего ей качества, имеющей в своей основе свободно развивающийся человеческий капитал, надо пройти еще длительный путь.
О невостребованности человеческого капитала в Армении, с другой стороны, говорят также показатели роста эммиграции. Согласно исследованию организации Gallup за 2011 г ., около 40% населения хотело бы покинуть Армению навсегда, что является самым высоким уровенем среди стран СНГ (наименьший показатель оказался у Украины – 15%). Таким образом, в стране существуют проблемы трудоустройства и недооценка человеческого капитала.
Однако то, что многие экономисты называют новой экономикой или экономикой знаний, означает не только создание новых рабочих мест и информационную направленость, но также и новую политику, которая одновременно создает этическую экономику. Новая экономика, согласно директора Национального альянса внутренних мигрантов Америки Ai - jen Poo (одной из 100 влиятельнейших деятелей нашего времени) – это экономика «заботящаяся», которая усиливает заботу о планете, честно распределяет ресурсы и достойную работу, а также заботится о пожилых и стоящих вне рыночного процесса лицах.
Одним из основных условий развития новой экономики, основанной на принципах этики, является разделение таких составных понятий, связанных с трудом и «человеческим капиталом», как сам труд, продукт труда и человек как носитель способностей, знаний, умений и т. д. по соответствующим им сферам – правовой, экономической и духовной соответственно.
Осуществление вышеназванного условия и принципов новой экономики, возможно в опоре на основные положения ассоциативного метода ведения хозяйства – объединения участвующих в хозяйственном процессе людей (производителей, торговцев, потребителей) – и на правильное наблюдение за экономическим процессом. Такие ассоциации могут действовавать непосредственным образом на благо реальности хозяйственной жизни.
На наш взгляд, применение данного метода приведет хозяйственную жизнь к самоформированию и самоуправлению, к той золотой середине, которая находится между государственным централизованным управлением и производственной властью (совместно с поднявшимся до самоцели потреблением создающей современный перекос в мировой экономике).
Таким образом , может осуществиться принцип «заботящейся» экономики будущего, в которой экология и забота о будущем планеты становится ее неотъемлемым аспектом. Этому может способствовать также биодинамическая система земледелия, работающая в ассоциативном русле – это развитие на качественно новом научном уровне фермерских хозяйств. В настоящее время такие хозяйства успешно существуют и развиваются во многих странах мира, включая страны СНГ, в Армении же пока делаются лишь отдельные попытки.
Объединение людей в ассоциации как внутри производственных отраслей, так и из различных сфер социального организма, позволит возникнуть деятельному взгляду на весь экономический процесс, учитывающий интересы каждого участвующего в нем человека, подняться к человеческой взаимности, дополнению и этике новой экономики.
Избежать дальнейших кризисов смогут именно те страны, производства и хозяйства, которые сумеют методом ассоциативного ведения хозяйства, вовлечь в процесс развития наибольшие количественные и качественные пласты человеческого потенциала, одновременно, поставив сам труд на правовую почву, что в свою очередь станет основой для решения стоящих перед обществом этико-экономических проблем.
Список использованных источников:
1. The Crisis of Value and the Ethical Economy . By Adam Arvidsson [ Электронный ресурс] . – 2007 . – Режим доступа: http :// www . p 2 pfoundation . net / Crisis _ of _ Value _ and _ the _ Ethical _ Economy
2. Штайнер Р. Задачи новой экономической науки / Р. Штайнер – М.: Антропософия, 1997. – 256 с.
3. Алферов С. А. Экономика и этика ( аспекты и тезисы ) [ Электронный ресурс] / С. А.Алферов // АкадемияТринитаризма . – М., 2008. – Эл № 77 – 6567 . – публ. 14791 . – Режим доступа : http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001c/00121698.htm
4. Отчет Института Легатум [ Электронный ресурс]. – Режим доступа : http :// www . prosperity . com / Content / Download / PI 2012_ Brochure _ Final _ Web . pdf