Шпанько Т.С., Сорокина Ю.Н.
Харьковская государственная академия физической культуры, Украина
МИФОТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФАНТАЗИИ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА. РОМАНЫ Ф. КАФКИ
История культуры на всем ее протяжении, так или иначе, соотносилась с мифологическим наследием первобытности, древности, но в целом эволюция шла в направлении " демифологизации ". В XX же веке мы сталкиваемся с понятием « ремифологизация ».
Мифологизм как явление модернизма, порожден осознанием кризиса культуры как кризиса цивилизации в целом. Стремление выйти за социально-исторические рамки было одним из моментов перехода к модернизму. Мифология оказалась удобным языком для описания вечных моделей личного и общественного поведения, некоторых законов социального и природного космоса.
Мелетинский в книге «Поэтика мифа» говорит о так называемом “возрождении мифа”, характерном для XX в. Основной упор при этом делается на литературные тексты. Главными звеньями этого процесса является: во-первых, – отношение к мифу как к вечно живому началу, выполняющим практическую функцию и в современном обществе; во-вторых, – выделение в самом мифе его связи с ритуалом и концепции вечного повторения и, в-третьих, – максимальное сближение, в некоторых случаях – отождествление, мифа и ритуала с психологией и идеологией.
Миф в ХХ веке стал употребляться в таких смыслах как: иллюзия, ложь, лживая пропаганда, поверье, вера, условность. Первобытному же сознанию содержание мифа представлялось реальным, так как воплощало коллективный "надежный" опыт множества поколений, который служил предметом веры, а не критики.
Нам представляются интересными такие писатели ХХ века как Лоренс, Джойс, Элиот, Т. Манн, которые не сознательно мифологизируют, а у которых мифотворческая стихия менее осознана или глубже запрятана, как, например, у Кафки. Особый интерес питали к ним и представители ритуально-мифологической школы. Они стремятся найти мифы и особенно ритуалы у любых писателей, но считают недостаточным обращение к литературным традициям, восходящим к забытым ритуалам. Поэтому необходимостью считали отталкиваться от вечно живой мифологической почвы в самой художественной фантазии, в психике писателей.
В программном труде "Анатомия критики" (1957) лидер ритуально-мифологической школы Нортроп Фрай сближает литературу и миф в большей мере за счет растворения литературы в мифе. Фрай считает, что мифы, архетипы пронизывают литературу на протяжении всей ее истории. Они определяют не только образную систему произведений, но и жанр.
Н. Фрай пытается собрать воедино древние формулы и представить всю литературу, как развивающуюся из вполне конкретного мифа (в дальнейшем это получит название мономифа ). В качестве этого мифа – the quest myth – миф об отъезде героя на поиски приключений. Миф этот стоит в тесной связи с временами года и является, в конечном счете, мифом об исполнении всех человеческих желаний, о "золотом веке". « Квест-миф », о котором говорит Фрай мы встретим и в произведениях Франца Кафки. Правда, это несколько искаженный миф. Мы не увидим «золотого века» и счастливого финала, как впрочем, Кафка его не видел ни для себя, ни для своего общества.
Кафка интересовал Н.Фрая как не сознательно мифологизирующий, с глубоко запрятанной мифотворческой стихией, которой он возвращался к подлинному мифу.
В отношении Кафки ведутся споры о том, сознательно ли он мифологизирует, обращаясь к древним мифам и в какой степени его фантастику можно считать мифотворчеством.
Кафка почти не прибегает к прямым мифологическим параллелям и не делает их основными в организации повествования. Ведущим началом является художественная интуиция, характерная для писателей-модернистов. По мнению Д. Затонского , Кафка не делает древние мифы объектом художественного анализа и не прибегает к поэтике мифологизирования . Но наличие фантастического в его произведениях имеет черты, аналогичные мифотворчеству. Мифотворческий характер художественной фантазии проявляется в ее символичности, в том, что построение сюжета – непосредственно и целеустремленно к построению символической модели мира, которая выражает общий смысл произведений Кафки. В отличие от традиционной мифологии сюжет Кафки не обращается к мифологическому прошлому, его герои не являются богами, демиургами, но сюжет взят из обыденного исторического времени и пространства.
Мелетинский подчеркивает, что "именно в силу того, что мифотворческая фантазия Кафки имеет в основном стихийный, интуитивный характер и не концептирует окружающий мир с помощью традиционных мифологических мотивов и образов, она более точно и адекватно выражает "модернистское" состояние сознания и состояние современного Кафке окружающего его "мира", в частности феномен отчуждения, нивелирование человеческой личности, экзистенциальное одиночество индивида в современном социуме..."
В ХХ веке активизируетя интерес к изучению мифов. Писатели начинают использовать мифологические сюжеты и мотивы в своих произведениях. Ф. Кафка, как и все великие творцы мифов, видит и строит мир при помощи образов и символов, воспринимает и показывает соответствия между вещами, объединяет в одно целое опыт, мечту, выдумку. Ф. Кафка не называет в своих произведениях конкретные мифы, однако именно поэтому они создают неповторимую загадочную атмосферу, которая очень характерна для его произведений .