VII Научно-практическая конференция "Спецпроект: анализ научных исследований" (14-15 июня 2012г.)

Быстров А.В.

Уральская государственная архитектурно-художественная академия,

г. Екатеринбург, Российская Федерация

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

МОБИЛЬНОГО БРОНИРОВАННОГО ВООРУЖЕНИЯ

 

Мир вещей окружает человека на протяжении всей его истории. Создавая эту вторую, рукотворную природу, человек преследует определённые цели, в основе которых лежит стремление к разрешению коренных противоречий человеческого бытия. Война как побудительный мотив к созданию вооружения является одним из таких фундаментальных пограничных состояний. Дуалистичная сущность войны, вытекающая из стремления человека и к доминированию, и к самосохранению наиболее полно выражена в феномене мобильного бронированного вооружения, представляющего собой мобильную систему, включающую в себя комплекс защитных и наступательных средств. Знаковым выражением этого дуализма является хорошо известный древний символ, характеризующий мужское начало и называемый «щит и копье Марса» [1].

Будучи продуктом высоких технологий и объектом особой социальной востребованности , мобильное бронированное вооружение всегда занимало особое положение в общей иерархии вооружения. Боевые колесницы, осадные башни, вооружённый и экипированный рыцарь верхом на боевом коне, бронетанковая техника, - несмотря на схожую функциональную направленность, формально эти объекты разительно отличаются друг от друга. С чем это связано? Почему при переходе на иной уровень технологического и общественного развития творцы этой техники не копируют прежние образцы, а создают новые формы и рождают новые проектные образы?

Дело в том, что, будучи сущностью вещи, форма не исчерпывается только её функциональным назначением. Ф.Т. Мартынов отмечает, что "...в построении формы, её эстетической организации существуют две бытийные категории: "природа" и "общество" [2, с. 5]. Будучи рукотворным объектом, вещь раскрывает свою сущность через взаимодействие с человеком (а через него – и с внешней средой). Как продукт определённой социокультурной системы, вещь неизбежно несёт в себе её отпечаток. Так создаётся целая система смысловых уровней вещи, воплощённая в её форме.

Говоря о мобильном бронированном вооружении как об объекте системного проектирования, важно отметить, что эстетическая целостность формы такого объекта достигается на основе соединения объективных факторов дизайна (природа - общество - человек) и средств проектирования (материал, технология и художественно-выразительные средства). " Взаимодействуя, факторы и средства обеспечивают эффективность и качество разработки функции и формы, целостность структуро - и смыслообразования спроектированного объекта" [3, с. 32].

Родоначальник концепции мобильного бронированного вооружения – античная боевая колесница – представляет собой конструктивно переосмысленную идею большого пехотного щита , установленного на быстроходное шасси (рис. 1).

 

Рис. 1. Боевая колесница. Ассирия X век до н.э.

 

Каждый элемент её дизайна несёт определенную смысловую нагрузку, призванную обеспечить функциональное и психологическое доминирование боевой колесницы на поле боя. Открытая щитовая конструкция корпуса обеспечивает экипажу в лице возницы и стрелка необходимую степень защиты и широкие функциональные возможности, такие как круговой обзор, обстрел и транспортировка вооружения. Быстроходное шасси на спицованных колесах обеспечивает высокую мобильность и тактическую маневренность ведения боя. Богато декорированная лошадиная запряжка колесницы – это передняя линия её защиты и сокрушительная ударная мощь. Необходимо отметить, что цвет является столь же важным элементом дизайна боевой колесницы, как материал, конструкция и технология. Яркая окраска позволяет не только идентифицировать колесницу в пылу сражения, но и оказывает на противника сильное психологическое воздействие при её стремительном приближении. Такие элементы дизайна колесницы, как изображения различных сакральных символов или символов верховной власти на её щитовой конструкции, призваны выполнять функцию знаков-оберегов , стимулирующих боевой дух своего войска и устрашающе воздействующих на противника.

Вообще, фактор устрашения , подразумевающий непродолжительный, но мощный характер психологического воздействия, является неотъемлемой составляющей скоростного боя. Нагонять страх на противника можно не только с помощью изобразительных средств, но и иными, в том числе и конструктивными, методами. Так в некоторых конструкциях колесниц появились дополнительные поражающие элементы устрашающего воздействия – встроенные в колесные ступицы серповидные ножи.

Боевая колесница воплощает в себе дух и эстетику античной войны. Эти яркие и богато украшенные боевые квадриги, стремительно несущиеся по полю боя, осыпающие пехотинцев градом стрел и грозящие смести всё на своём пути, были самой грозной боевой силой любого сражения. Недаром боевая колесница стала символом «Величия, Триумфа и Победы» [4, с. 227].

В дизайне другого мобильного бронированного объекта эпохи древних войн - осадной башни , отличавшейся усиленной внешней защитой и предназначенной для штурма крепостных стен, явно прослеживаются архитектурные черты , о чём свидетельствует само её название (рис. 2).

 

Рис. 2. Осадная башня

 

Осада, в отличие от скоростного боя, – это длительная военная блокада города или крепости. Для эффективного штурма высоких, крепких и надежных стен необходимы столь же высокие, крепкие и надежные конструкции. Вот почему творцы осадных башен руководствовались целью создания своеобразных крепостей на колёсах, прячущих под своей надёжной защитой отряды атакующих воинов с целым арсеналом осадных орудий. Неудивительно, что именно идея «неприступности» [4, с. 54] стала одним из ведущих мотивов в символике башни. Важно отметить, что в доиндустриальную эпоху именно архитектура являлась мерилом эстетического совершенства предметного мира, отсюда и примат архитектурных форм в технических конструкциях этого периода. Осадные башни являются прямым доказательством того, что в эту эпоху формообразование таких сложных технических объектов основывалось на архитектурных принципах, базировавшихся на триединстве пользы, прочности и красоты.

Что касается осадной техники, то в данном случае «украшательский» и «устрашающий» декоративный дизайн уступил место сугубо инженерному, так как от него зависела скорость изготовления сборно-разборной конструкции осадной башни и возможность быстро привести её в состояние боеготовности силами неквалифицированных изготовителей под руководством тех самых инженеров, которые создали и зафиксировали на пергаменте проект этого сооружения.

Осадные башни являют собой пример инженерного конструктивизма, определившего генеральную линию развития технического военного дизайна на многие столетия вперед. Тем не менее, декор как элемент военного дизайна не только не утратил своего значения, но и получил дальнейшее развитие в общем дизайне вооружения.

Наиболее ярко эта тенденция проявила себя в средневековом феномене рыцарства . В средние века война становится личным делом феодала, превращаясь практически в единственный крупный источник дохода. Необходимость вести индивидуальные боевые действия рождает потребность в хорошей индивидуальной защите. Так формируется концепция индивидуального комплексного вооружения, выразившаяся в создании рыцарского доспеха . Доспех представляет собой бронекостюм , состоящий из множества металлических элементов (колец, пластин и т.д.), собранных на подвижных сочленениях в единую конструкцию. Дизайн рыцарского доспеха позволял решать не только основные функциональные задачи, обеспечивая защиту воина и удобство владения оружием, но и способствовал полному преображению воина (рис. 3).

Рис. 3. Черный рыцарский доспех конца XIII в.

 

Закованный в доспехи рыцарь фактически отрекается от своего угнетаемого страхами и сомнениями физического «я», а рыцарское вооружение наделяется собственным именем, принимая на себя отблеск славы владельца (вспомним Экскалибур – меч легендарного короля Артура). Одновременно разрабатывается целая система идентификационной знаковой символики , послужившая основой для создания уникальной изобразительной культуры - геральдики , начавшейся со стилизованных изображений на рыцарских щитах и выросшей «в своеобразную науку наследования символов с чёткой системой регулирующих её законов и уникальным символическим языком» [5, с. 7]. Дизайн рыцарского доспеха во многом повлиял на дальнейшее развитие военного костюма и стал источником вдохновения для разработчиков экзоскелетов – современных бронекостюмов , наделяющих человека мощью боевого робота (рис. 4).

 

Рис. 4. Экзоскелет Sarcos (США)

 

Необходимость в создании нового вида мобильного бронированного вооружения совпадает с периодом бурного индустриального развития и вступлением мировых держав в начале XX века в эпоху глобального военного противостояния. Остро ощущая разрушение прежней системы смыслов и ценностей, О. Шпенглер пишет свою знаменитую работу "Закат Европы", в которой обосновывает неизбежность преобразования культурного пространства под напором нарождающейся цивилизации потребления: "неорганический, познанный, раскромсанный окружающий мир, мир-как-природа , как система, углубился до чистой сферы функциональных чисел" [6, с. 752]. Мир культуры словно вернулся к началу времён, будто и не было великих титанов античности и Возрождения. Прежняя целостная картина мира в новой изобразительной эстетике дробится на атомы, точки, линии, плоскости и цветовые пятна. Тот же процесс происходит и в сфере материального производства. Если прежде создатель материального продукта проходил со своим творением все стадии - от замысла до окончательного воплощения в материале, то теперь механистичность и пооперационное дробление производственного процесса отчуждают человека от результатов своего труда. Разрушаются прежние эстетические каноны и рождаются новые принципы формообразования .

Начало XX века - это время осмысления целей и задач творческого соединения искусства и техники, поиска новых форм и новых путей эстетизации предметного мира, и бронетанковая техника , более чем какая-либо другая, является наиболее ярким тому примером. Формообразование созданного английскими инженерами первого танка Mk I   преследовало цель   создания высокопроходимого , эффективного, хорошо защищённого боевого транспортного средства и было обусловлено необходимостью согласования и приведения к единству, целостности и гармонии множества компонентов. Имея в своём распоряжении массивный двигатель, сложное в управлении трансмиссионное оборудование и пушечно-пулеметное вооружение, проектировщики приняли единственно возможное в этом случае компоновочное решение - разместить эти агрегаты относительно центра масс конструкции танка в едином объёме. В формообразовании первого танка проявилась столь характерная для дизайнерского подхода черта - " инновационность и изобретательное начало" [7, с. 49]. Новая ромбовидная форма боевой машины – это новая форма жизни мобильного бронированного вооружения, это совершенно новый образ , не имевший аналогов в предметном мире. Это новая эстетика формы, воплотившая в материале, конструкции и технологии новую художественную культуру. Технологический способ крепления броневых листов клёпкой на силовой каркас задает упорядоченный, словно сошедший с полотен супрематистов, геометрический ритм чередования вертикальных и горизонтальных линий заклёпочных рядов (рис. 5, 6).

 

Рис. 5. Рисунок клепочных рядов танка Mk V (Великобритания)

Рис. 6. Пит Мондриан . Бродвей. Буги-вуги

 

Сама бронированная поверхность боевой машины превращается своеобразный полигон для художественных экспериментов с цветом. Только теперь роль цвета в дизайне боевого транспортного средства становится диаметрально противоположной. Это уже не цветовая доминанта, как это было в древних сражениях. Новая функция цвета – это защита боевой машины от многократно возросшей внешней угрозы. Его задача – закамуфлировать машину, «растворить» в пейзаже и тем самым уберечь её от бомбовых ударов вражеской авиации (рис. 7).

 

Рис. 7 Камуфляж танка Mk V (Великобритания)

 

К сожалению, не способная к внешнему развитию однообъёмная форма танка Mk I была обречена на скорую гибель. Машинный и человеческий компоненты, расположенные в едином объёме и находящиеся в опасной близости друг от друга, начинают активно противоречить друг другу: в удушливой атмосфере работающих моторных агрегатов падает работоспособность многочисленного экипажа, возрастает риск пожара и детонации боекомплекта. Естественным образом внутри однообъёмной формы возникают центробежные силы, стремящиеся разорвать оболочку как скорлупу яйца, и дать возможность этому организму расти и развиваться. И тут, словно птенец из скорлупы, появляется на свет танк Renault FT-17 , отличающийся от предшественника активной и динамичной трёхобъёмной формой (рис. 8).

Рис. 8 Танк Renault FT-17 (Франция)

 

Инженерной основой проектного замысла, повлиявшей на все компоновочные и формообразующие решения, стал имевшийся в распоряжении группы проектировщиков менее мощный, чем у его предшественника, но более компактный двигатель. Благодаря небольшому двигателю удалось значительно сократить экипаж танка и разделить внутренний объём машины на три функциональных отделения.   Решение расположить боевое отделение в средней части машины, а вооружение вынести наверх и разместить его во вращающейся башне, сыграло основную формообразующую роль. Приподнятая над основным корпусом башня - доминирующий подвижный элемент формы, словно подчёркивающий, что именно он является "мозговым центром" боевой машины. Размещенное по бокам бронекорпуса гусеничное шасси придаёт всей конструкции одновременно устойчивость и динамизм, а расположенное в носовой части башни танковое орудие задаёт общий вектор движения.

Если форма танка Mk I была решена в русле супрематичной геометрической абстракции, то Renault FT-17 с его логичной, целесообразной, способной к трансформации формой, составленной из простых лаконичных объёмов - яркий пример эстетики конструктивизма . Решение проектировщиков логически объединить три практически самостоятельных, но конструктивно соподчинённых между собой формообразующих элемента - башню, бронекорпус и гусеничное шасси - определило долгую жизнь этой проектной идеи. Эта форма машины позволяет использовать при её изготовлении различные технологии (клёпка, литьё, сварка), индивидуализировать её облик, варьировать форму и размер башни в довольно свободном диапазоне, изменять конструкцию и параметры ходовой части, усиливать защищённость машины за счёт навешивания дополнительных элементов брони. Трехобъемная форма повышает модернизационные проектные возможности, позволяющие изготавливать танк в различных вариантах вооружения, перекомпоновывать элементы оборудования (метод унификации и агрегатирования ) и создавать на единой базе различные модификации боевых машин (принцип «открытой архитектуры»).

Сегодня активное влияние на формирование внешнего облика боевых транспортных средств оказывает массовая культура, что стало одной из ведущих тенденций в дизайн-проектировании объектов военного назначения. Причина этого явления в том, что военная эстетика стала очень востребованной в гражданской сфере рынка. Она сформировала целый потребительский сектор приверженцев fashion-стиля « милитари », особую культуру проведения досуга (военизированные «игры выходного дня» - пейнтбол и страйкбол ) и целую игровую фэнтэзийную вселенную « Warhammer » (рис. 9).

 

Рис. 9 Танк Leman Russ из Warhammer 40K

 

В связи с созданием литературно-изобразительной культуры комикса, сформировавшей в сознании миллионов читателей зримый облик боевой техники будущего, с хлынувшим на зрителей мощным потоком кинофантастики и, в особенности, с развитием виртуальной индустрии развлечений проектировщики военной техники, стремясь повысить её конкурентоспособность, стали вносить во внешний облик боевых машин черты стиля " фэнтези ", при этом, зачастую, существенно не улучшая их боевых свойств.

Недостаток личного общения и оторванность от природы вызывают у современного человека желание окружать себя биоморфными объектами и создавать вокруг себя "умную" предметную среду - так появляются роботы-собаки AIBO , "живые" пылесосы iROBOT , "умные дома". Тот же процесс происходит и в области создания объектов военного назначения - разрабатываются бронированные роботы, электронно-механические пчёлы-убийцы, робо-танки (рис. 10) и т.д.

 

Рис. 10 Робо-Танк

 

Увлечение подобными электронными " франкенштейнами " и погоня за хорошо оплачиваемыми перспективными НИОКРами приводит к появлению сомнительных с функциональной точки зрения проектов, таких как экзоскелеты для современных "рыцарей без страха и упрёка" и беспилотные боевые транспортные средства с функцией искусственного интеллекта, способные превратить современную войну в войну машин, а не людей. Всё это очень заманчиво, но реальность такова, что без присутствия человека на войне не обойтись, поэтому проектировщикам военной техники в своих творческих фантазиях следует руководствоваться здравым смыслом, прислушиваясь к мнению людей, имеющих непосредственное отношение к военному делу. Только непосредственный диалог с таким потребителем, глубокий анализ проектных проблем и творческое использование инновационных технологий позволят грамотно сформулировать дизайн-стратегию по поиску новых проектных решений и нового образного языка в деле создания военной техники для армии будущего.

Заключение

Сегодня боевые транспортные средства являются таким же товаром, как и продукция гражданского назначения. Выставки вооружения, продвигающие на рынок военную продукцию, проводятся ежегодно в различных регионах мира. Как известно, хороший дизайн является наиболее действенным методом повышения эстетической привлекательности продукта в глазах покупателя. Вот почему дизайн как проектная деятельность становится всё более востребованным в военно-производственной отрасли. Но важно отметить, что на рынке вооружений покупатель и потребитель - не одно и то же. Покупатель вооружения - военное ведомство, а потребитель - реальный человек, рискующий своей жизнью на поле боя. Поэтому задача дизайнера - не проектирование "шоу-стопперов" и " концепт-танков ", а комплексная работа по созданию боевых транспортных средств, основанных на эффективных, интуитивно понятных принципах взаимодействия человека с техническими компонентами боевой системы. Только такой подход может быть гарантом успешной проектной работы по созданию мобильного бронированного вооружения нового поколения.

 

Список использованных источников:

1. Символы гендера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Символы_гендера

2. Мартынов Ф.Т. Основные законы и принципы эстетического формообразования и их проявление в архитектуре и дизайне / Ф.Т. Мартынов. - Екатеринбург, 1992. - 110 с.

3. Дизайн: Очерки теории системного проектирования. - Л.: ЛУ, 1983. - 184 с.

4. Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия / под общ. ред. В.Л. Телицына . – М.: ЛОКИД-ПРЕСС РИПОЛ классик, 2005. – 495 с.

5. Слейтер С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия: пер. с англ. / С. Слейтер . – М.: Эксмо , 2006. – 264 с.

6. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: Гештальт и действительность / О. Шпенглер. – М.: Эксмо , 2006. – 800 с.

7. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники: учеб. пособие. Издание в двух книгах. Книга 1 /   В.Ф. Рунге. – М.: Архитектура-С, 2006. – 368 с.

 

ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ:

 

Рис. 1. Боевая колесница. Ассирия X век до н.э.

Сайт « LiveJournal » URL: http://vasily-sergeev.livejournal.com/1448816.html

 

Рис. 2. Осадная башня

Сайт « Elvengoth – LiveJournal » URL: http://elvengoth.livejournal.com

 

Рис. 3. Черный рыцарский доспех конца XIII в.

Сайт « Корсар-Р » URL: http://www.korsar-r.ru

 

Рис. 4. Экзоскелет Sarcos (США)

Сайт « RNNS.RU » URL: http://rnns.ru

 

Рис. 5. Рисунок клепочных рядов танка Mk V (Великобритания)

Сайт « LiveJournal » URL: http://shushpanzer-ru.livejournal.com

 

Рис. 6. Пит Мондриан . Бродвей. Буги-вуги

Сайт « ЖивописьМира.ру » URL: http://www.zhivopismira.ru

 

Рис. 7. Камуфляж танка Mk V (Великобритания)

Сайт « e-Reading » URL: http://www.e-reading.org.ua

 

Рис. 8. Танк Renault FT-17 (Франция)

Сайт «Оружие мира» URL: http://www.ormira.ru

 

Рис. 9. Фэнтезийный Танк Leman Russ (игра Warhammer 40K )

Сайт « Balancer » URL: http://balancer.endofinternet.net

 

Рис. 10. Робо-Танк

Сайт « Flickriver » URL: http://www.flickriver.com