К.и.н. Востриков А.В.
Поволжский государственный университет сервиса, Российская Федерация
Взаимодействие русской и французской культур на примере участия россии во всемирных выставках в Париже в XIX столетии
Важную роль в демонстрации национальных достижений и общего развития культуры того или иного государства в XIX столетии стали выполнять выставки, в ходе которых посетители могли видеть, как по-разному устроен окружающий мир. Именно здесь наиболее полно реализовывался дух всемирного соперничества между государствами и происходила коммуникация культур. Всемирная выставка – это своеобразный инструмент, который используют правительства многих стран мира для диалога с общественностью, показа достижений национального искусства, органически связанного с культурой всей страны.
Всемирная выставка является уникальным явлением мировой культуры, играя роль катализаторов процесса межкультурного диалога, который стал осуществляться на практическом уровне, дав импульс культурному сотрудничеству многих стран. Выставка осуществляет ряд функций, свойственных культуре (гуманистическую, знаковую, символическую, адаптивную, регулятивную, познавательную, информационную, коммуникативную, эстетическую, гедонистическую) [2, с. 28]. В итоге, всемирная универсальная выставка предоставляет прекрасную возможность и для развития межкультурных коммуникаций, и для диалога культур.
Российская империя являлась традиционным участником всемирных универсальных выставок, которые проводились, в том числе и во Франции. Именно благодаря участию России на всемирных и международных выставках происходит утверждение русской нации, ее самостоятельности.
На выставках Российская империя XIX столетия представляла сильные архитектурные и экспозиционные проекты, которые помогали создавать архитектурные ансамбли выставок. Именно на всемирных выставках впервые произошло широкое знакомство мира с уникальной русской архитектурой, изобразительным и декоративно-прикладным искусством, что значительно способствовало укреплению престижа России за рубежом.
Например, на Парижской выставке 1878 года был представлен павильон России, который построил архитектор И.П. Ропет (Петров) (рис. 1). По замыслу автора павильон состоял из сложного конгломерата башен и башенок, крылец и галерей, которые были щедро украшены узорами. Главный павильон России был пестро раскрашенный по правилам «русского стиля». Основной объем представлял собой бревенчатый цветной дом с высокой кровлею с резным «князьком» и заостренным «кокошником». По сторонам центрального здания – целый маленький городок из разных построек: башни, крытые переходы, лестницы, разнообразные окна. Ничто не повторяется, но весь ансамбль в целом полон изящной красоты и стройности [3].
Рис. 1. Русский павильон на Парижской выставке 1878 года
На всемирной выставке в Париже этого же года Россия продемонстрировала настоящий технологический прорыв, в том числе лампу накаливания Павла Яблочкова. Европейцы восхищались ею вплоть до следующей выставки в Париже в 1889 году, где в садах и на мосту через Сену использовались лампы накаливания П. Яблочкова. На этой же выставке впервые были проведены различные конгрессы [1, с. 18], т.е. было положено развитие межпрофессионального диалога .
Во всемирной выставке в Париже 1889 года Россия не принимала официального участия. Однако русский отдел был все же частным образом представлен. Он занимал площадь в 3800 кв. м в большой галерее Дворца промышленности. Здесь выставили свои экспонаты 820 наших соотечественников. К сожалению, неофициальное участие России в выставке сказалось на качестве. Расходы по участию в выставке полностью легли на самих экспонентов. Тем не менее, 671 российский экспонент получил награды, т.е. более 80% от общего числа наград всемирной выставки [3].
Таким образом, участие России на всемирных выставках XIX столетия укрепляло торговые связи с иностранными партнерами, способствовало возникновению тесных культурных связей и совместных проектов. Именно на всемирных выставках каждая страна может показать свои культурные ценности и традиции , научно-технические разработки которые могут быть заимствованы другими (лампа накаливания Яблочкова во Франции). В итоге Россия прошла путь от номинального до полноценного участника, став одним из признанных лидеров мирового сообщества.
Список использованных источников:
1. Иноземцева И.Е. Всемирные универсальные выставки как явление культуры: автореф . дис . кандидата культурологии : 24.00.01 / И.Е. Иноземцева . – Челябинск, 2011. – 42 с.
2. Овсянников В.П. Культурология : у чебник (учебное пособие) / В.П. Овсянников. – Тольятти: ПВГУС, 2007. – 195 с.
3. Международная общественная организация «Наука и техника», электронная библиотека «Наука и техника» [Электронный ресурс]. – М.: Роспатент, 2001. – Режим доступа: http:// www. n-t.ru/tp/it/pvpv.htm