VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Альянс наук: ученый – ученому» (28–29 марта 2013г.)

Евсеев О. С.

Самарский государственный экономический университет, Российская Федерация

ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ КАК КАТАЛИЗАТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННО-КРЕАТИВНЫХ ГОРОДОВ

В условиях глобальных трансформационных процессов и сложившихся тенденций урбанизации релевантным является повышение конкурентоспособности городов как социально-экономических систем. Проблемы перехода на инновационный вектор развития повышают необходимость изменений фундаментальных основ функционирования городов как центров производственной, экономической, социальной и культурной активности. Сегодняшние процессы конвергенции обуславливают формирование нового взгляда на культуру [1 – 3], которая признается фактором развития городов, создания рабочих мест и улучшения облика города.

Все большее значение в эволюции городов сегодня приобретают творческие индустрии как ядро формирования инновационно-креативных современных городов, суть концепции которых заключается в том, что любое поселение – в какой бы оно ни находилось стране, – может вести свои дела с большим воображением и новаторским настроем [1 ; 4] .

Чтобы город или мегаполис вступили на этот путь, должны быть созданы условия, позволяющие им думать, планировать и действовать творчески . Одним из условий создания инновационно-креативных информационных городов являются творческие индустрии. Примеры из опыта Хельсинки, а также Манчестера и других традиционно-индустриальных городов показывают, что в современном городе ключевым фактором оздоровления городской экономики становятся креативная экономика и творческие (креативные) индустрии , благодаря которым у городов появляются новые возможности для развития [4 ; 5] .

Концепция творческих (креативных ) индустрий как новой экономической модели развития городов известна в Европе уже более двадцати лет. Творческие индустрии с 1998 года – приоритет государственной политики Великобритании. После 2000 года программы их развития разворачиваются в Восточной Европе, Юго-Восточной Азии, Латинской Америке. Однако в России о творческих индустриях заговорили лет десять назад. Это направление получило у нас в стране развитие во многом благодаря одной из программ Института культурной политики [4 ; 6].

«Творческие (креативные) индустрии» – это термин, используемый для обозначения такой предпринимательской деятельности, при которой экономическая ценность продукции неразрывно связана с ее существованием в качестве элемента культуры.

К творческим (креативным) индустриям относится вся деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности. Они формируют сектор экономики, который специализируется на производстве и распространении знаний и информации [4 – 6].

Существуют разные модели творческих индустрий, обусловленные различием культурной политики и местными контекстными факторами. Американская модель предполагает существенное разделение сфер искусства (культуры) и индустрии развлечения, а также ограниченную роль культурной политики в отношении развития творческих индустрий [7]. В рамках такого подхода ставка делается на развитие творческих городов, подчеркивается роль туризма и трудовой мобильности населения как источников роста городов [8]. Европейская модель подчеркивает культурное значение и миссию творческих индустрий, реализуя более широкую стратегию социальной значимости культуры и доступности культурных благ широкому кругу потребителей. Совершенно иная модель характерна для азиатских стран, например, для крупнейших городов Китая. Она отличается разнообразными формами и особым значением национальных социокультурных и политических факторов. Основной массив творческих индустрий построен вокруг информационных технологий и направлен не только на внутренний рынок, но и предполагает значительную долю экспортной составляющей [7].

Таким образом, для всех моделей творческих индустрий характерны тенденции развития по кластерному типу. В кластере возникает общая, специфичная, открытая творческая среда для коммуникации и сотрудничества, формируются новые сети взаимоотношений, на основе которых происходит обмен идеями.

Многие города в условиях тертиаризации (возрастание роли сферы услуг) уже сегодня в свою основу закладывают базис творческих (креативных) индустрий и формируют стратегию социально-экономического развития, опираясь на креативные творческие кластеры как перспективную форму организации пространства [6 ; 9]. Применительно к российским реалиям, вопрос творческих индустрий находится в стадии формирования, поскольку Россия позже других стран встала на путь модернизации и инновирования экономики. И уже сейчас при разработке стратегий социально-экономического развития российских городов в их основу закладываются параметры креативного сектора, проводятся перспективные расчеты и экспертные оценки формирования и функционирования креативных кластеров на их территориях [5 ; 6 ; 9]. Для эскалации творческих индустрий в экономику и катализации развития инновационно-креативных городов по нашему мнению необходимо:

1) развитие инфраструктуры вокруг уже существующих частных творческих кластерных инициатив – транспорт, парковки, обустройство близлежащих территорий, система городской навигации;

2) редевелопмент бывших пустующих или используемых под склады промышленных зон и создание творческих бизнес-инкубаторов – площадок, создающих условия для развития творческого бизнеса – креативных индустрий;

3) изменение функционала традиционных культурных институций.

В заключении следует сказать, что развитие и расширение творческих индустрий в экономике городов даст толчок их инновационном развитию, способствует повышению качества человеческого потенциала в городе и повысит уровень и качество жизни.

Список использованных источников:

1. Лэндри Ч. Креативный город / Ч. Лэндри ; п ер. с англ. – М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2005. – 421 с.

2. Шептухина Л. И. Культура как инновационный инструмент развития экономики города/ Л. И. Шептухина // Проблемы развития предприятий: теория и практика: ма­териалы 10-ой Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию Самар. гос. экон. ун-та. 24 – 25 ноября 2011 г .– Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2011. – Ч. 1. – С. 242 – 249.

3. Шептухина Л. И. Роль культуры в повышении конкурентоспособности Тольятти / Л. И. Шептухина, Н. Е. Носкова // Государственное управление и менеджмент организаций в информационной экономике: сб. научных статей по материалам междунар. науч.-практ. интернет-конф. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008. – С. 52 – 56.

4. Шептухина Л. И. Творческие индустрии как сектор новой экономики города / Л. И. Шептухина // Мир современной науки. – 2012. – Т. 4. – С. 76 – 83.

5. Проблемы развития инновационно-креативной экономики // Сборник докладов по итогам Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 29 марта-09 апреля 2010 г . / п од общ. ред. проф. О. Н. Мельникова . – М.: Креативная экономика, 2010. – 384 с.

6. Шептухина Л. И. Развитие креативных отраслей индустрии в моногороде / Л. И. Шептухина, Е. И. Фадеева // Кузнецк–Сталинск–Новокузнецк: проблемы города в переходный период: сб. науч. тр. II Всерос. науч.-практ. конф. Новокузнецк. 3 – 4 декабря 2010 г . – Новокузнецк: НФИ ГОУ ВПО «КемГУ», 2010. – С. 107 – 114.

7. Евсеев О. С. Развитие инновационной инфраструктуры в условиях модернизации национальной экономики / О. С. Евсеев, М. Е. Коновалова // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 9. – С. 220 – 224.

8. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида ; п ер. с англ. – М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2005.

9. Шептухин А. Н Формирование имиджа и бренда города Тольятти / А. Н. Шептухин, Л. И. Шептухина // Проблемы развития предприятий: теория и практика: материалы 10-ой Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию Самар. гос. экон. ун-та. 24 – 25 ноября 2011 г .– Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2011. – Ч. 2. – С. 341 – 348.