К. филол. н. Родионова Н. А.
Самарский государственный университет, Российская Федерация
ТЕКСТООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ ПОРТРЕТНОГО ОПИСАНИЯ В РАССКАЗАХ И. БУНИНА
Портретная характеристика в финале художественного текста тематически, а нередко, и лексически, связана у И. Бунина с экспозицией произведения. Эта особенность является, на наш взгляд, ярким авторским приёмом создания своеобразной портретной «рамочной композиции» художественного текста рассказа. На наш взгляд, портретная характеристика в «кольце начала и финала» текста способна прежде всего усилить выражение авторской идеи. Так, в рассказе « Последнее свидание » портретная характеристика в композиционной «рамке» текста отражает авторскую мысль о безысходности описываемой ситуации – невозможности счастья встретившихся героев. В начале рассказа находим:
Стрешнев, держа в руке арапник, вышел на крыльцо. Горбоносый, с маленькой, откинутой назад головой, сухой, широкоплечий, он был высок и ловок в своей коричневой поддёвке, перетянутой по тонкой талии ремнём с серебряным набором, в казачьей шапке с красным верхом. Но при луне было видно, что у него поблекшее, обветренное лицо, жёсткая кудрявая бородка с проседью и жилистая шея, что длинные сапоги его стары, на полах поддёвки – тёмные пятна давно засохшеё заячьей крови . В финальной части герою соответствует следующая портретная характеристика:
Сухое, жёсткое лицо Стрешнева было мертвенно, откинуто назад. Сквозь курчаво-серую бородку глядел кадык .
Если в начале сюжетного действия говорится о том, что лицо героя «поблекшее, обветренное», то в заключительной главе, содержание которой составляет сцена расставания с героиней, лицо персонажа «мертвенно». В этой лексеме, на наш взгляд, заключён имплицитно выраженный авторский приговор несостоявшемуся счастью героев.
Портретная характеристика героев этого рассказа используется автором во всех главах. Примечательно, что портрет главного героя не дополняется новыми подробностями изобразительного характера и более не реализуется в форме самостоятельного описания. В ходе текстового развёртывания используются компоненты, названные в первом портретном описании персонажа. Например:
Перед рассветом на полу возле постели горела свеча. Стрешнев, длинный , в шароварах, в расстёгнутой косоворотке, лежал на спине, важно отклонив в сумрак маленькое горбоносое лицо , закинув за голову руки.
Как видим, «лицо» персонажа является повторяющимся компонентом во всех его портретных характеристиках. В атрибутивных классификаторах выражаются не столько индивидуальные особенности портрета героя, сколько состояние персонажа, отражающее его отношение к ситуации.
Портретная характеристика в «рамочном обрамлении» художественного текста может стать элементом фабулы, раскрывающим смысл происшедших перемен в жизни героя. Иллюстрацией к сказанному может служить пример портретных описания главного персонажа в рассказе « Пароход Саратов ».
Текст рассказа открывает сцена разговора денщика и офицера:
... – Ваше благородие, десятый час...
Он испугано открыл глаза:
- Что десятый? Не может быть... Зажги огонь и ступай за извозчиком...
И пошёл переодеваться, мыться, облил голову холодной водой, смочил одеколоном и причесал короткие курчавые волосы , ещё раз взглянул в зеркало: лицо было свежо, глаза блестели ; с часу до шести он завтракал в большой офицерской компании, дома заснул тем мгновенным сном, каким засыпаешь после нескольких часов непрерывного питья, куренья, смеха и болтовни, однако чувствовал себя отлично.
В последнем абзаце рассказа говорится:
В декабре того же года пароход Добровольного флота «Саратов» шёл в Индийском океане на Владивосток. Под горячим тентом, натянутом на баке, в неподвижном зное, в горячем полусвете, в блеске зеркальных отражений от воды, сидели и лежали на палубе до пояса голые арестанты с наполовину выбритыми, страшными головами, в штанах из белой парусины, с кольцами кандалов на щиколотках, до пояса гол был и он худым, коричневым от загара телом. Темнела и у него только половина головы коротко остриженными волосами, красно чернели жёстким волосом давно не бритые худые щёки, лихорадочно сверкали глаза . Облокотившись на поручни, он пристально смотрел на горбами летящую глубоко внизу, вдоль высокой стены борта, густо-синюю волну и от времени до времени поплёвывал туда.
Акцентируя читательское внимание на повторяющихся портретных компонентах в экспозиции и финале текста, автор усиливает впечатление от перемен, произошедших в жизни героя. Представляется важным то обстоятельство, что портрет является средством «фабульного движения», так как только портретная характеристика позволяет читателю догадаться, какая именно развязка произошла в конфликте этого героя с героиней рассказа: эпилогу предшествует следующее предложение: «Он, ловко уклонившись, с едкой гримасой выстрелил» .
После прочтения финального портретного абзаца становится ясно, что произошло убийство, и герой был осуждён на каторгу.
Итак, участвуя в создании «рамочной композиции», портретное описание персонажа в рассказах И. Бунина может выполнять сюжетообразующую роль, актуализируя такие текстовые категории, как авторский концепт, внутренняя и внешняя связанность.