Паревская И. С.
Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова, Российская Федерация
ВОЗЗРЕНИЯ РУССКОГО НАРОДА, ОТРАЖЕННЫЕ В ПОСЛОВИЦАХ, СОДЕРЖАЩИХ ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ
Пословицы являются жанром фольклора, в котором наиболее ярко отражены черты ментальности того или иного народа, его культурные и религиозные традиции, особенности быта. Для реконструкции воззрений человека прошлого и настоящего особую ценность представляют содержащиеся в фольклорном тексте имена собственные. Они являются наиболее специфичным элементом фольклора, при помощи которого создается модель поведения представителя определенного народа в различных жизненных ситуациях. В связи с этим целью данного исследования является попытка охарактеризовать воззрения русского народа, отраженные в пословицах, содержащих имена собственные.
В процессе исследования нами было проанализировано 372 пословицы [1; 2], которые можно условно разделить на три группы:
1) пословицы, обличающие людские пороки;
2) пословицы, изображающие быт русского народа;
3) пословицы, в которых характеристика персонажа обусловлена исключительно случайными ассоциациями его имени под влиянием рифмы.
Самую многочисленную группу составляют пословицы, повествующие о людских пороках, а именно:
глупости и упрямстве («Велика Федора, да дура (да под угол подпора)», «Ерема в воду, Фома ко дну: оба упрямы, со дна не бывали», «Бабушка Варвара на мир три года серчала; с тем и умерла, что мир не узнала», «Данило с мотовило, а ума ни с шило», «Ипата горбата исправит гроб»; «Ему говоришь про попа, а он про Емелю-дурака»);
неблагодарности и невежестве («Дали голодной Маланье оладьи, а она говорит: испечены неладно», «В людях Илья, а дома свинья»; «Всякий Яков про себя вякай»; «Всякому Якову доля худа, как не гож никуда»);
дружбе из корысти и измене ( «Был Филя в силе − все други к нему валили, а пришла беда − все прочь со двора»; «Как у Сенюшки две денежки − так Семен да Семен, а у Сенюшки ни денежки − ни во что Семен»; «Были денежки − любили Сеню девушки, а не стало денежек − забыли Сеню девушки»; «Как на Фому напасти нахлынут, так Фому и люди покинут»);
лени и небрежности в работе («Девушка Гагула села прясть да и заснула»; «Живи, Устя, рукава спустя»; «Муж Нестерка, да детей шестерка: работать ленимся, а воровать боимся, − как тут проживешь?»);
пьянстве («Был Иван, а стал болван, а все винцо виновато»; «Бредет Татьяна недобре пьяна», «Охнула Татьяна, напоив мужа пьяна»);
прелюбодеянии («Видать по Фоме, что тужит по куме»);
тщеславии и гордыне («И стала наша Олена ни пава, ни ворона»);
вражде с ближними, скандалами, проклятиями, дерзости (« Дмитрий да Борис за огород подрались»);
клевете, осуждении, злословии ( «Наварила, напекла Акулина про Петра»);
бесхозяйственности («Добро к Фоме пришло, да промеж рук ушло»);
делании добрых дел напоказ («Дядя Филат подарил пару утят: вон, говорит, летят»).
В ряде пословиц содержится идея о том, что каждый имеет то, что заслуживает («Каков Ананья, такова у него и Маланья»; «Каков Дема, таково у него и дома»; «Каков Мартын, таков у него и алтын»; «Каков Пахом, такова и шапка на нем»; «Каков Савва, такова ему и слава»; «Какова Аксинья, такова и ботвинья»; «Каково на Фому, таково и самому»).
Особо примечательно, что пословиц, восхваляющих человека за какие- либо положительные качества значительно меньше: «Деловая Меланья и к обедне с прялкой приходит».
Входящие во вторую группу пословицы, рисуют картины тяжкого быта русского народа: «Богат Ермошка: есть козел да кошка (завел кота да кошку)», «Голодному Федоту и пустые щи в охоту (и редька с квасом за мед)», «Доселе Макар огороды (гряды) копал, а нынче Макар в воеводы попал», «Когда у Ивашки белая рубашка, тогда у Ивашки и праздник».
В третью группу входят пословицы, дающие оценку личностным качествам персонажа, основываясь на случайных ассоциациях его имени под влиянием рифмы: «Хоть бы болван, да Иван», «Фома большого ума», «В людях Ананья, дома каналья», «Дема, Дема, сидел бы ты дома», «Был квас, да выпил Влас».
Анализируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы: большинство пословиц, содержащих имена собственные, порицают человеческие пороки и недостатки (51% пословиц), наиболее рьяно обличаются глупость и упрямство, неблагодарность и невежество, а также пьянство; пословицы, изображающие быт русского народа, составляют 27% от общего числа рассматриваемых паремий, данная группа пословиц повествует о бедности, безысходности и тяжелых условиях труда простого люда; наиболее малочисленную группу составляют пословицы, характеризующие персонажей на основе случайных ассоциаций их имен под влиянием рифмы (22% пословиц); встречаемые в последней группе пословиц имена собственные, носителями которых являются «низшие сословия», представляют своего обладателя как глупого человека, простака и неудачника.
Список использованных источников:
1. Даль В. И. Пословицы русского народа [Электронный ресурс] / В. И. Даль. − Режим доступа: http://www.rodon.org/dvi/prn0.htm l
2. Селиванов Ф. М. Русские пословицы и поговорки / Ф. М. Селиванов, Б. П. Кирдан, В. П. Аникин . – М.: Худож. лит., 1988. − 431 с.