К. филос. н. Котов Ж. В.
Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры, г. Днепропетровск, Украина
К ВОПРОСУ О ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА КАК РОДОВОГО СУЩЕСТВА
Осмысление данной проблемы важно как для более адекватного понимания всей сложности и ответственности современного этапа общественного развития, так и для осмысления предельных оснований индивидуального бытия личностно развитых индивидов.
Если мы обратим свой взор на те уровни организации жизни растительного и животного мира, над которыми мы возвышаемся как более разумные, как мыслящие существа, то мы увидим, что в обозримом нами мире все растительные и животные организмы как в индивидуальном, так и в видовом проявлении включены в единую систему жизнедеятельности биосферы и выполняют определенную только им присущую функцию. Можно ли полагать, что человек как представитель ноосферы, – этой важнейшей наряду с биосферой составляющей Вселенной, – не предназначен к выполнению определенных, заданных именно ему развитие Вселенной функций, что он являет собой пустоцвет?
Ученые физики установили, что в момент возникновения нашей Вселенной в исходные для ее развития и существования элементарные частицы были заложены такие фундаментальные константы, которые создавали возможности для появления во Вселенной в процессе ее дальнейшего развития как жизни в целом, так и появления человека. Следовательно, та программа развития нашей Вселенной, которая была заложена в самый момент ее возникновения, предполагала появление мыслящего духа с целью выполнению каких-то важных и необходимых для самой Вселенной задач.
Эвальд Васильевич Ильенков в своей работе «Космология духа» предлагает к рассмотрению строго материалистически обоснованную гипотезу о том, что человечество как представитель мыслящего духа во Вселенной призвано со временем за миллионы лет развиться до такого состояния, чтобы стать значительной силой в освоении не только Солнечной системы, не только нашей галактики – Млечный путь, но и всей Вселенной. Для Вселенной это необходимо потому, что в момент, когда завершиться цикл ее расширения и в результате эффекта «тепловой смерти Вселенной» будет исчерпан наличный потенциал ее существования и развития, человечество будет призвано ценой своего собственного существования запустить механизм очередного космического взрыва. « Мышление предстает в этом свете как не только самый высший и прекрасный цвет мироздания, но и как цвет небесплодный, как цвет, который своей смертью порождает абсолютно необходимый с точки зрения всеобщего круговорота плод, результат. Смерть мыслящего духа становится подлинно творческим актом – актом, который превращает обледеневающие пустыни межмировых пространств, погруженные во мрак во вращающиеся массы раскаленных, светлых, теплых солнечных миров – систем, которые становятся колыбелями новой жизни, нового расцвета мыслящего духа, бессмертного, как сама материя...» [1, с. 435].
И в таком подходе нет ничего «бесчеловечного», ибо ничто в этом мире не может существовать вечно, а потому крайне важно, чтобы и отдельный человек и все человечество в целом были ориентированы на выполнение тех функция, ради которых они присланы в этот мир. Не столь страшно само уничтожение, сама смерть как уход из жизни тех, кто зря прожил жизнь, не реализовал своего предназначения, не состоялся.
В качестве предварительного условия для решения основной задачи предназначения человеческого рода – спасения Вселенной на современном начальном этапе развития человека он должен совершить переход от предыстории человеческого рода к подлинной истории согласно тому теоретическому осмыслению, которое было в свое время предложено К. Марксом. « Для нас, для людей, живущих на заре человеческого расцвета, борьба за это будущее» – за установление на Земле подлинно человеческой системы условий деятельности – бесклассового общество, при котором «пышно расцветет духовная и материальная культура, с помощью которой и на основе которой человечество только и сможет исполнить свой великий жертвенный долг перед природой», «остается единственно реальной формой служения высшим целям мыслящего духа» [1, с. 436].
Если обыватель «упирается взглядом в свое корыто», то гениальный мыслитель, каким я и вижу Эвальда Ильенкова, «землю всю окидывая взглядов, видел то, что временем закрыто». Но с какими трагически-космическими событиями в личной жизни Э. Ильенкова могли быть связаны размышления над предназначением мыслящего духа, представленном как в отдельном индивиде, так и в человеке как родовом существе? Полагаю, что именно участие с 19 лет в Великой Отечественной Войне в качестве командира орудийного расчета с 1943 г . по 1945 г . поставило перед молодым мыслителем, переживавшим по поводу того факта, что в топку войны каждый день бросались тысячи и тысячи жизней, вопрос о том, чем задана как в настоящем, так и в будущем такая ситуация для человечества, какой в этом и личностный, и общечеловеческий, и космический смысл. Возможно, что именно в процессе осмысления данной ситуации в грохоте трагедии войны для Э. Ильенкова звучали строки гётевского подхода к данной проблеме:
«Жизнь прожита не даром
Известен вывод м у дрости людской
Лишь тот достоин жизни и свободы
Кто каждый день за них идет на бой».
Список использованных источников:
1. Ильенков Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. – М.: Политиздат, 1991. – 464 с.