IX Международная научно-практическая Интернет-конференция «НАУКА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ» (10–11 октября 2013 г.)

К. филос. н. Фибих Е. В.

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, г. Красноярск, Российская Федерация

ГОМОГЕННЫЙ И ГЕТЕРОГЕННЫЙ ТИПЫ ОБЩЕСТВА КАК РЕПРЕЗЕНТАНТЫ

В данной статье понятия «гомогенный тип общества» и «гетерогенный тип общества» рассматриваются в метафизической методологической традиции в системе теории познания как теории репрезентации в качестве репрезентантов. В соответствии с принципом дуализма и принципом антропоцентризма данные понятия показывают, что в качестве сущности принимается идеальное, а в качестве существования принимается материальное, что соответствует стандартам неореалистской версии сущностного исследовательского подхода.

Сторонниками реалистской и неореалистской традиции философского познания действительности являлись Фома Аквинский, Г. Лейбниц, Р. Декарт, И. Кант, Ч. Беккариа, Г. Гегель, Р. Дворкин и другие.

Согласно неореалистской традиции философского познания, развертывающей далее методологию реализма о качестве сущности, как абстрактном объекте, а существовании, как материальном, которые по принципу дуализма остаются независимыми, общество может выступать как приближение (аппроксимация) к гомогенному или гетерогенному обществу.

Согласно методологии реалистов все материальные предметы и вещи, а также весь мир, состоящий из этих предметов, есть определенные репрезентации абстрактных сущностей. Сами же абстрактные сущности в соответствии с теорией познания как теории репрезентации выступают в качестве репрезентантов. Раскрывая механизм развертывания абстракций, В. Гейзенберг писал: «Понятия, первоначально полученные путем абстрагирования от конкретного опыта, обретают собственную жизнь. Они оказываются более содержательными и продуктивными, чем можно было ожидать поначалу. В последующем развитии они обнаруживают собственные конструктивные возможности: они способствуют построению новых форм и понятий, позволяют установить связи между ними и могут быть в известных пределах применимы в наших попытках понять мир явлений» [1, с. 14].

Неореалисткая методологическая традиция метафизического философского познания действительности раскрывает понятия «гомогенное общество» и «гетерогенное общество» как сконструированные сущности, абстрактные объекты, которые предназначены для воплощения в жизнь. Понятия «гомогенное общество» и «гетерогенное общество», выступающие как определенный результат конструирования, характеризуется как общественный идеал, абстракция, которая подлежит восполнению.

Понятия «гомогенное общество» и «гетерогенное общество», формулируемые в качестве идеальной сущности, выступают как нечто, предназначенное для развертывания актуальных репрезентантов, где назначением репрезентантов является стремление субъекта познания претворить абстрактные сущности в жизнь.

С точки зрения теории познания как теории репрезентации понятия «гомогенное общество» и «гетерогенное общество» – это репрезентанты, репрезентируемые наличным обществом и происходящими в нем процессами. Исходя из сущностного исследовательского подхода «гомогенное общество» и «гетерогенное общество» являются абстрактными сущностями, при этом наличное общество и его процессы являются существованиями, независимыми от сущности.

Понятие «гомогенный тип общества» в качестве репрезентанта раскрывается как формулировка общественного идеала, согласно которому все общества директивно определяются как общества однородных, свободных субъектов, равных в своих правах, равных перед законом, как общества равных перед общественным договором, как общество равных перед требованиями устава, идеологии и т.д.

В качестве репрезентанта понятие «гетерогенный тип общества» раскрывается как формулировка общественного идеала, согласно которому все общества определяются как общества, состоящие из разнородных свободных субъектов (элементов социальной структуры общества, каждый из которых выступает в качестве свободного субъект).

П онятия гомогенного и гетерогенного типов общества как абстрактные сущности выступают в качестве общественных идеалов, достижение которых выступает приоритетной задачей общества.

Таким образом, согласно реалисткой методологической традиции и принципу дуализма и принципу антропоцентризма телесные и духовные сущности независимы друг от друга и могут лишь репрезентовать, представлять друг друга. Исходя из реалисткой традиции, понятия «гомогенное общество» и «гетерогенное общество» выступают как определенная идеальная сущность, которую субъект хорошо знает, поскольку сам ее формулирует.

К онсервативные теории развития общества предполагают создание абстрактного объекта (например, индустриальное, постиндустриальное, информационное общество и т.п.), подлежащего практическому восполнению, которое возможно теоретически сконструировать и практически реализовать их. Абстрактные объекты являются некоторыми предельными случаями реальных явлений, предметов или процессов и служат основой для построения теоретических представлений о них.

В социальные науки понятие гомогенности было перенесено в качестве модели, раскрывающей совокупность параметров, которые выражаются в сведении всех социальных связей к устойчивым правилам, фундаментализирующим отношения равенства; а понятие гетерогенности – в качестве модели, представляющей совокупность параметров, которые раскрывают степень разнородности элементов социальной структуры общества.

Согласно теории познания как теории репрезентации понятия «гомогенное общество» и «гетерогенное общество» выступают как репрезентант, а наличное общество как репрезентации, восполняющие абстрактные объекты «гомогенного общества» и «гетерогенного общества».

Список использованных источников:

1. Гейзенберг В. Шаги за горизонт / В. Гейзенберг. – М.: Прогресс, 1987. – 14 с.