IX Международная научно-практическая Интернет-конференция «НАУКА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ» (10–11 октября 2013 г.)

К. филол . н. Бугакова Н. Б.

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, Российская Федерация

К ВОПРОСУ О СПОСОБАХ ВЕРБАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «ИКОНА» ВРОМАНЕ И. С. ШМЕЛЕВА «ПУТИ НЕБЕСНЫЕ»

Задачей данного исследования является рассмотрение способов вербализации концепта икона в романе И. С. Шмелева «Пути небесные».

Традиционно под иконой принято понимать живописное изображение Бога, Божьей Матери, ангелов, святых угодников, а также евангельского или церковно-исторического события.

Рассмотрим когнитивные признаки концепта икона , актуализируемого лексемой икона и ее синонимами в произведении И. С. Шмелева.

«… иконы сияли ризами, венчиками из розочек, голубыми лампадками Рождества» [1, с. 190]; актуализируется когнитивный признак «изображение, украшаемое на праздник».

«С тяжелым сердцем склонилась она перед Иконой , стараясь собрать мысли; но не было сил молиться. Она собирала силы, твердила: «Прости, очисти… в соблазне я… дай мне силы, Пречистая!..» [1, с. 186]; актуализируется когнитивный признак «предмет культа, настраивающий на нужный лад при общении с Божьей Матерью».

«Эту комнатку попросила она себе молиться … Т ам стояли большие пяльцы, висели душевные иконы – Рождества Иоанна Крестителя, Рождества Богородицы, Анастасии-Узорешительницы , и лежал коврик перед подставкой с молитвословом» [1, с. 189]; актуализируется когнитивный признак «любимое изображение».

«Долго взирала на иконы молящим взглядом» [1, с. 218]; актуализируется когнитивный признак « живописное изображение Бога, Божьей Матери, ангелов, святых угодников, сцен из Священного Писания, являющееся предметом поклонения у верующих ».

«Пошла в спальню, встала перед Казанской, сложила в немой мольбе ладони и с болью вспоминала, как благословляла ее матушка Агния, как тайком пронесла она эту икону из обители, обманула матушку Виринею …» [1, с. 323–324]; актуализируется когнитивный признак « изображение, осуществляющее покровительство ».

Для объективации концепта икона автором используются также следующие лексемы: иконная; образ; имена собственные, обозначающие название праздника, в честь которого была создана икона; Владычица; Пречистая; ФС Страстная Матерь Божия, а также составные номинации, в которых автор использует лексемы икона и образ в сочетании с именами собственными, называющими святого или праздник, в честь которого создана икона :

· Иконная .

Данная лексема образована от производящего существительного «икона» при помощи суффикса « н », который придает лексеме торжественную окраску.

« – Она была новая для меня, явленная иконная ! – рассказывал восторженно Виктор Алексеевич. – Уже тогда показалось мне, что не от мира этого она» [1, с. 161]; актуализируется когнитивный признак «почитается как относящаяся к миру Бога, святых».

· Образ .

«В комнатах висели образа , разысканные в сундуках, старинные» [1, с. 144]; актуализируется когнитивный признак «живописное изображение Бога, святого или святых, являющееся предметом поклонения».

«Ей стало страшно, и она отошла от образа » [1, с. 324]; актуализируется когнитивный признак «изображение Бога, святых, внушающее страх».

· Имена собственные, обозначающие название праздника, в честь которого была создана икона:

«Как-то ночью он услыхал, что она горько плачет, детскими всхлипами. … Он стал утешать ее, спрашивать, что случилось. Прильнув к нему, она поведала, что ей страшно, что Господь не простит ее, что она грешница из грешниц, … что у них даже и лампадочка не горит, а она боится без лампадочки , и Матушка-Казанская … «во тьме висит» [1, с. 140–141]; актуализируется когнитивный признак «живописное изображение Божьей Матери, перед которым следует зажигать лампаду».

· Лексема Владычица:

«Ждала только, церковь когда откроют, помолиться перед Владычицей »; актуализируется когнитивный признак «изображение Божьей Матери, являющееся предметом поклонения» [1, с. 97].

· Лексема Пречистая:

«С тяжелым сердцем склонилась она перед Иконой, стараясь собрать мысли; но не было сил молиться. Она собирала силы, твердила: «Прости, очисти… в соблазне я… дай мне силы, Пречистая !..» [1, с. 186]; актуализируется когнитивный признак «живописное изображение Божьей Матери, являющееся объектом просьб».

· ФС Страстная Матерь Божия:

«Взглянула на Страстную Матерь Божию и подумала в сердце, будто Пречистая мне велит: «Все прими, испей» [1, с. 119]; актуализируется когнитивный признак «изображение Божьей Матери, с которым можно разговаривать».

· Составные номинации, в которых автор использует лексемы икона и образ в сочетании с именами собственными, называющими святого или праздник, в честь которого создана икона:

«Обрадованный, что она говорит разумно, что, должно быть, ей стало лучше, он перенес и устроил на столике у ее постели образ Богородицы Казанской , благословение матушки Агнии…» [1, с. 154]; актуализируется когнитивный признак «живописное изображение Божьей Матери, осуществляющее покровительство».

« – Было, конечно, глупо передавать ей пошлости, – рассказывал Виктор Алексеевич, – но я тогда этими пустяками упивался, и восторги других от Дариньки … были приятны мне. Помню, этот сюсюкающий бароша встретил меня тогда словами: «Она – пре-ле-стна , твоя монашка! Она – жемчужина … с чудотворной иконы Страстной Богоматери …» [1, с. 229]; актуализируется когнитивный признак «ценное изображение Божьей Матери, способное исцелять».

Проведенное исследование позволило выявить и описать способы вербализации концепта икона в романе И. С. Шмелева «Пути небесные».

Индивидуально-авторскими когнитивными признаками концепта икона в языковой картине мира И. С. Шмелева являются следующие :

«изображение, украшаемое на праздник»; «предмет культа, настраивающий на нужный лад при общении с Божьей Матерью»; «любимое изображение»; « изображение, осуществляющее покровительство »; «почитается как относящаяся к миру Бога, святых»; «изображение Бога, святых, внушающее страх»; «живописное изображение Божьей Матери, перед которым следует зажигать лампаду»; «любимое изображение»; «живописное изображение Божьей Матери, являющееся объектом просьб»; «изображение Божьей Матери, с которым можно разговаривать»; «ценное изображение Божьей Матери, способное исцелять»; «ценное изображение».

Для объективации данных когнитивных признаков используются лексемы икона , иконная , образ , образок , лексемы – имена собственные, обозначающие название праздника, в честь которого была создана икона , лексемы Владычица, Пречистая, ФС Страстная Божия Матерь , а также составные номинации, в которых автор использует лексемы икона и образ в сочетании с именами собственными, называющими святого или праздник, в честь которого создана икона.

Список использованных источников:

1. Шмелев И. С. Пути небесные / И. С. Шмелев. – 2-е. изд. – М.: Даръ , 2007. – 848 с .