Заволокина А. О.
Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
ВИЗАНТИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ В АРХИТЕКТУРЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА
Византийский стиль является направлением в архитектуре периодов романтизма, эклектики, модерна середины XIX – начала XX веков и в большинстве случаев представлен в культовой архитектуре многих европейских стран и США. Памятники этого стиля обладают характерными особенностями, общими для разных стран, позволяющими рассматривать их как проявление региональных вариантов единого стиля.
К таким особенностям относятся композиционные, планировочные и конструктивные решения, заимствованные из византийского средневековья: купольные базилики, тетраконхи, триконхи, октагоны, «свободный» и «вписанный крест» и др., использование тромпов, пересекающихся арок, компактные объемы, цельность силуэтов, купола, тяготеющие к полусфере, организация внутреннего пространства, предполагающая вертикальную ось как основную, доминирование купола и разнообразие аспектов восприятия подчиненных ему пространственных ячеек, открытость алтарной части взору молящихся, «полосатая» кладка фасадов (чередование оштукатуренных и неоштукатуренных рядов кладки, облицовка разного цвета натуральным камнем или керамической плиткой и т.д.), полукольцевые обходы вокруг апсид, сдвоенные и строенные арочные окна, византийские по рисунку декоративные детали.
Современная же архитектура, представленная постмодернизмом, в своей основе имеет обращение к самым разным пластам культурного наследия человечества, использование разработанных в них принципов, элементов и деталей. Византийское наследие, как и многие другие, подвергся цитированию в архитектуре постмодернистской направленности.
Для объективного рассмотрения следует разделить исследуемые памятники на две категории по назначению: культовые и общественно-деловые. Обращая внимание на культовые сооружения, связанные с религиозными воззрениями, можно четко выявить причину отсылки зрителя к византийской эпохе – существующие традиции построения этих зданий должны повторять парадигмы памятников Византийской эпохи, являющихся каноничными. Даже если здание выполнено в современной манере, оно воспринимается как культово-религиозное благодаря использованию таких дискурсных методов архитектуры по стмодернизма, как цитирование, стилизация, коллаж и аллюзия. Исторический диалог эпох осуществляется также с помощью заимствований планировочных решений, композиции, элементов декора, формы опор и проемов. Так, Храм Пастухов близ Вифлеема (1953–1954) архитектора А. Барлуцци представляет собой именно такой коллаж, где множество деталей отсылает нас к византийскому наследию, но сам облик храма пропитан модернистским духом.
Общественные сооружения – такие, как здания театров, банков, торговых центров, подчиненные современным функциональным и нормативным требованиям, не в состоянии использовать прямые заимствования, в данных случаях архитектор может опираться только на средства адаптации. Множество западноевропейских и американских примеров дают возможность увидеть отсылку автора к византийскому стилю посредством использования элементов декора и отделки. Так, нередко можно встретить «полосатые» здания – отголосок использовавшегося в Византийской эпохе типа кладки, или «чешуйчатость», напоминающую традиционное византийское заполнение оконных проемов. Использование мотива креста, типичных византийских капителей со скошенными углами, модульных пропорций, вертикальной оси как доминанты, сдвоенных и строенных окон, цитирование отдельных элементов порождает аллюзийную композицию. Она рассматривается как взаимодействие, корреляция эпох и стилей, выражает суть настоящий эры постструктурализма, коллажно наполненной цитированием и аллюзией. Через это взаимодействие можно рассматривать развитие исторических традиций в контексте качественных изменений архитектуры и общества. Диалогические отношения постмодернизма в таком случае могут складываться как конфликт между двумя архитектоническими системами – классической византийской и модернистской, берущей начало в абстрактных композициях (пример – здание Банка международных расчетов в Базеле, Швейцария (1995), по проекту архитектора Марио Бота).
Коллекция архитектурных образов эпохи Византии составляет некий архив, который, тем не менее, постоянно пополняется за счет новейших образцов, успевших обрести статус прототипа. Так, Собор Софии Константинопольской, некогда являющийся прообразом и модульной основой для большинства памятников византийского стиля, породил множество новых памятников архитектуры, на которые ссылаются уже современные архитекторы и художники. Архитектор работает с громадным архивом образов, ему необходимо умение считывать образную специфику стихийно складывающегося контекста среды.
В конце XIX – начале XX вв. начали появляться промышленные здания с элементами византийского стиля, которые раньше использовались только в проектировании храмов и культовых сооружений (газгольдеры в Вене, Австрия (1896–1899), по проекту архитектора Шимминга). Позднее византийский стиль испытывал сильное влияние модерна, а в Сербии, Греции, Румынии, западнохристианских странах оставался в пределах эклектики. Приемы освоения византийского наследия менялись с течением времени: в период романтизма применялись коллаж и аллюзия, в период эклектики преобладали цитирование и аллюзия, в период модерна также широко применялась аллюзия, сохранялось и цитирование. При этом исторические элементы значительно трансформировались, превращаясь в знаки напоминания о прошлом, что можно рассматривать как зарождение метода исторического дискурса, свойственного архитектуре постмодернизма.
В настоящее время, тщательно изучая развитие и становление используемого образа, его взаимодействие с другими составляющими эпохи, возможно достичь глубоко осмысленного применения его основных традиций и принципов в современной архитектуре постмодернистской направленности. Существует множество способов использования византийского стиля в современной архитектуре – начиная от вышеописанных традиционных методов, заканчивая введением постулирующих парадигм данного стиля в параметрические коды нелинейной архитектуры. В этом случае произойдет наиболее эффективный процесс интеграции, затрагивающий все уровни творческой разработки. Тема подобного дискурса поднимает современные проблемы взаимодействия архитектуры, общества, культуры и религии, и поэтому так важна для рассмотрения. Чтобы иметь возможность осознать всю глубину заложенной в произведение нагрузки, зрителю необходимо иметь достаточный уровень знаний и широкий кругозор. Современная эпоха постмодернизма предполагает наличие «багажа образов» у обывателя и своей коллажной игрой подталкивает человека к расширению его познаний в области предложенной архитектором аллюзии-отсылки.