IX Международная научно-практическая Интернет-конференция «НАУКА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ» (10–11 октября 2013 г.)

ЏилЯвский ‚. ‚.

ЋдесскаЯ национальнаЯ академиЯ свЯзи имени Ђ. ‘. Џопова, “краина

‚ЋЏђЋ‘› –‚…’Ћ‚›• €‘ЉЂ†…Ќ€‰, ‚Ћ‡Ќ€ЉЂћ™€• ‚   ЂЌЂ‹ЋѓЋ‚Ћ‰ —Ђ‘’€ ’ђЂЉ’Ђ ‘€‘’…Њ› ’…‹…‚€„…Ќ€џ ‚›‘ЋЉЋ‰ —Э’ЉЋ‘’€

ђазвитие видеоприложений, таких как, телевидение стандартной, высокой и сверхвысокой чЮткости, свЯзано с развитием методов и средств длЯ оценки качества передаваемого и воспроизводимого контента. „лЯ контролЯ качества передачи цветности телевизионных изображений используют испытательные сигналы и таблицы [1; 2]. ђаспространенным методом оценки искажений вносимых телевизионным трактов ЯвлЯетсЯ метод с использованием генератора цветных полос из-за простоты построениЯ и индикации широкого спектра искажений, в том числе и цветовых.

ђезультаты исследований получены на оснований использованиЯ генератора цветных полос и приведены оценки в системе CAM02-UCS, котораЯ на данном этапе прогресса колориметрической науки ЯвлЯетсЯ наиболее совершенной равноконтрастной системой.

‚ случае использованиЯ оптической испытательной таблицы становитсЯ возможным контролировать аналоговую часть тракта в которою могут вноситсЯ следующие ошибки: цветопередачи, свЯзанные с влиЯнием условий окружениЯ, Яркости адаптации, источника освещениЯ, малой светосилы объектива, переходных процессов в аналоговой части видеотракта и аберраций оптической системы. Ќиже представлены оценки длЯ некоторых из них.

‘истемы освещениЯ. Џоскольку спектр источников света не предсказуем, при том что он может быть скорректирован, как результирующий белый цвет и казатьсЯ идеальным белым светом, но при отражении от поверхности цвет может восприниматьсЯ по-разному.

Џоскольку освещение может быть как естественным, в условиЯх съемки и наблюдении Р это идеальный вариант, когда цвета воспринимаютсЯ человеком такими, какими они есть на самом деле, но, в большинстве случаев естественное освещение заменЯетсЯ источником света, что может вносить изменениЯ в воспринимаемый цвет.

€сследованиЯ показывают что вектор лежит в пределах 4,85Р27,24 единиц ЊЉЋ, используЯ метрику длЯ оценки цветовых различий [3] можно сказать что изменениЯ лежат в пределе заметных Р не допустимых изменений эталонного белого цвета.

ђешаЯ данную проблему корректированием белого цвета Р это только часть проблемы, втораЯ часть проблемы заключаетсЯ в отсутствии информации о спектральном составе используемого источника освещениЯ, что ведет к неизвестным искажениЯм других цветов.

’елевизионные камеры. ’елевизионнаЯ камера может вносить следующие искажениЯ Р искажениЯ свЯзаны с прозрачностью оптического аппарата камеры, искажениЯ свЯзаны с нелинейностью характеристик опто-электронного преобразователЯ.

–ифроваЯ обработка ’‚ сигналов . ‘игналы, полученные на выходе матрицы преобразованиЯ свет-сигнал, длЯ каждой из R , G , B Р составлЯющих изображениЯ ЯвлЯютсЯ дискретизированными и подверженными линейной и нелинейной фильтрациЯм. Ћбработка этих сигналов может быть построена по компромиссному принципу. ‘ одной стороны это ограничениЯ свЯзанные с полосой пропусканиЯ канала, а с другой стороны недопустимостью уменьшениЯ частоты дискретизации. Љ перечисленным ограничениЯм следует отнести конечные размеры матрицы электрооптического преобразователЯ и воспроизводЯщего устройства. ‚ следствии этого возникают плавные переходы, вместо скачкообразных, на границах переходов полос что ухудшают качество изображениЯ в виде заметности размытиЯ переходов.

‚осприЯтие. Ћтрезок телевизионного тракта, который в общепринЯтом сквозном телевизионном тракте отсутствует Р это условиЯ наблюдениЯ и путь от воспроизводЯщего устройства до формированиЯ ощущениЯ наблюдаемого цвета в зрительной системе человека. €сследованиЯ показывают как влиЯет Яркость адаптации и условиЯ наблюдение на воспринимаемый человеком цвет.

‚лиЯние Яркости адаптации на восприЯтие цветных полос. џркость адаптации на прЯмую свЯзана с Яркостью на белом и ее принимают равной , где Р Яркость на белом.

ЋбъективнаЯ оценка влиЯниЯ Яркости адаптации показывает что при Яркости стимула 75% с ЯркостЯми адаптации 20 и 50 кд/м 2 цветовые искажениЯ исследуемых цветов заметны но допустимы, не вызывают у зрителЯ ощущение не правдоподобности воспринимаемого цвета. …сли исследовать влиЯние в области больших Яркостей адаптации, 50 и 200 кд/м 2 при той же относительной Яркости стимула ( Y = 75% или 100%), можно сказать что искажениЯ будут не допустимыми.

‚лиЯние условий наблюдение на цветовые искажениЯ. “словиЯ наблюдениЯ могут быть самими разними Р темное, тусклым и средним как на приемной так и на передающей стороне.

Ќаибольшие изменениЯ цвета наблюдаетсЯ, например, в случае когда съемка ведетсЯ при Ярком солнечном свете, а наблюдение на приемной стороне ведутсЯ в тусклых или темных условиЯх, что приводит к недопустимым изменениЯм цвета. ‚ случае когда при условиЯх съемки и наблюдениЯ Яркость адаптации остаетсЯ постоЯнной, наблюдаетсЯ заметные изменениЯ цвета но они ЯвлЯютсЯ допустимыми.

Џо результатам приведенных исследований можно сказать следующее, величиной вносимых колориметрических изменений в результирующий воспринимаемый цвет пренебрегать нельзЯ. „анные исследованиЯ актуальны длЯ построение новых в том числе и адаптивных систем телевизионного вещаниЯ.

 

‘писок использованных источников:

1. ѓофайзен Ћ. ‚. ‚ипробувальнґ сигнали длЯ оцґнки Якостґ роботи вґдеотрактґв систем цифрового ’‚ мовленнЯ / Ћ. ‚. ѓофайзен, Њохаммед •асан •ессейн Ђли, ‚. ‚. ЏилЯвський // ‚осточно-…вропейский журнал передовых технологий. Р 2011. Р ‚ип.   4/9. Р ‘. 51Р57.

2. ѓофайзен Ћ. ‚. Џараметри сигналґв кольорових смуг длЯ системґ стандартно» та високо» чґткостґ / Ћ. ‚. ѓофайзен, Њохаммед •асан •ессейн Ђли, ‚. ‚. ЏилЯвський // ‚осточно-…вропейский журнал передовых технологий. Р 2011. Р ‚ип. 5/9. Р ‘. 43Р46.

3. ѓофайзен Ћ. ‚. •арактеристики кольоросприйнЯттЯ ’‚ зображень: адаптивнґ властивостґ сприйнЯттЯ / Ћ. ‚. ѓофайзен, ‚. ‚. ЏилЯвський // –ифровґ технологґ». Р 2011. Р ‚ип. 9. Р ‘. 85Р105.