VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Спецпроект: анализ научных исследований» (30–31 мая 2013г.)

Д. э. н., к. ю. н. Имамов М. М.

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань

Анализ современного состояния и основных тенденций функционирования теневого сектора экономики в Российской Федерации

 

Масштабы теневой экономической деятельности в Российской Федерации в настоящее время сопоставимы с масштабами, фиксируемыми в странах Латинской Америки. Теневая экономика начинает характеризоваться фактически тем же набором механизмов, что и официальная: правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, набор профессий со своим кодексом поведения, свои механизмы инвестирования. Можно без преувеличения сказать, что ее размеры таковы, что в ней сформировалась своеобразная конкурентная среда. Сегодня имеются целые сектора экономической деятельности – от торговли автомобилями до шоу-бизнеса – фактически построенные на безналоговой модели (конечно же, с точки зрения официальных налогов), что негативно сказывается на налоговой составляющей доходной части консолидированного бюджета. Помимо недополучения государством налогов проблема заключается еще и в том, что «серые» доходы, полученные от подобного бизнеса, не инвестируются, а преимущественно тратятся на потребление. Таким образом, чрезмерная теневая активность становится препятствием на пути развития инвестиционной деятельности и в определенной степени «консервирует» сегодняшнее и без того нелегкое состояние экономики.

Всего в мире, по экспертным оценкам, в теневом секторе ежегодно создается, как минимум, 8 трлн. долларов добавленной стоимости. Эти средства не попадают в бухгалтерские отчеты предприятий и, в конечном итоге, скрыты от официальной статистики государств. Таким образом, по своим размерам теневая экономика сопоставима с экономикой США – страны, имеющей самый крупный ВВП в мире. Во второй половине 90-х годов в развитых странах теневая экономика была эквивалентна в среднем 12% ВВП, в странах с переходной экономикой – 23%, а в развивающихся (в том числе в Российской Федерации) – 39% ВВП. По состоянию на 2010 г . выборочная оценка по отдельным странам мира объемов неформальной (теневой) экономики выглядела следующим образом: среди развитых стран сравнительно небольшие объемы теневой экономики наблюдались в Австрии – 9% ВВП, Великобритании – 13% ВВП, Японии – 11,1% ВВП, Нидерландах – 13,55 ВВП, Новой Зеландии – 11,9% ВВП, Норвегии – 12,6% ВВП, США – 8,9% ВВП, Швейцарии – 8,1% ВВП. В это же время более высокий процент ВВП составляла теневая экономика в таких странах как Бельгия – 22,5% ВВП, Греция – 29,0% ВВП, Италия – 27,3% ВВП, Португалия – 23,1% ВВП, Испания – 23,1% ВВП. В России объемы неформальной (теневой) экономики по состоянию на 2005 год составили более 41,0% от валового внутреннего продукта (ВВП). При этом необходимо отметить, что доля теневой экономики в 40–50% оценивается как критической, за ней стираются грани между официальной и теневой экономикой, и последняя подчиняет себе все сферы общества [1].

Основным стимулом для возникновения и развития теневой экономики является стремление стоящих за ней субъектов получить дополнительную прибыль или доходы, не учитываемые в официальной статистике и главное не облагаемые налогом. В силу указанных причин теневая экономика является, как правило, высокодоходной, или относительно высокодоходной, дающей определенные, в том числе, и конкурентные преимущества ее участникам перед другими субъектами экономической деятельности, и ее в силу своей ненаблюдаемости для органов государственного управления, такие отношения отличаются высокой степенью криминализации, и главное, они существует и развиваются в тесной взаимосвязи с коррупцией во власти. Коррумпированная составляющая теневой экономики «носит высоко организованный характер» [2].

В целом можно отметить, что рост преступности объективно связан с переходом к рынку и ускоряется или замедляется в той мере, в какой экономическая и политическая свобода облегчают совершение преступлений.

На современном этапе движения теневого сектора экономики можно выделить ряд сформировавшихся, значительных по своим масштабам криминализированных сфер теневой деятельности.

Как уже отмечалось, теневая экономическая деятельность в различных отраслях и сферах хозяйственной деятельности является не одинаковой как по сущности, так и по масштабности. По оценкам экспертов, теневой сектор наиболее всего распространен в пищевой, торговой отраслях и в сфере услуг. Так, по оценкам Федеральной службы государственной статистики, в строительстве на теневой сектор приходится около 8% деятельности, в торговле этот показатель превышает 63%.

  На основе результатов экономико-правового анализа теневой деятельности можно выделить следующие наиболее криминогенные элементы экономики:

-        - сфера потребительского рынка – контролируется криминальными структурами, устанавливающими монопольные цены и взимающими «дань» как в виде доли от участия в капитале, так и в виде прямых платежей за право осуществлять торговую деятельность;

-        сфера внешнеэкономической деятельности – эффективное средство незаконного экспорта капиталов как таковых, а также финансовых средств через криминализированную систему экспорта энергетических и сырьевых ресурсов;

-        финансово-кредитная сфера – материальная основа теневых процессов во всех звеньях экономической системы, криминализация которой является серьезной угрозой для общества;

-        сфера отношений собственности – криминально притягательна в топливно-энергетическом и агропромышленном комплексах, рынке недвижимости и др.

В настоящее время «теневая экономика» является составным элементом всей хозяйственной системы России и характеризуется такими чертами, как распространение скрытой занятости, уход от налогов, «бегство» капитала за рубеж, ведение «черной» бухгалтерии, челночная и бартерная торговля, коррупция. Основными тенденциями развития теневой и криминальной экономик, требующих особого контроля и воздействия со стороны правоохранительных органов, являются следующие.

За последние десятилетия широкую распространенность в России получила скрытая занятость. По состоянию на март 2009 года в сфере «теневой экономики» России было задействовано 8,18 миллионов россиян; согласно официальным данным, в России в официальной трудовой деятельности занято 70 миллионов человек, а пенсионный учет ведется только в отношении 30 миллионов человек, при этом 21 миллион человек (27% трудоспособного населения) имеют официально не учтенную вторую работу, около половины из них заняты в «посреднической деятельности», треть – в розничной торговле, остальные – в челночном бизнесе [1].

Следует отметить, что последствия подпольной теневой работы являются также социально опасными, прежде всего, для самих работников. Это связано с отсутствием гарантий, касающихся занятости, оплаты труда и социального страхования и обслуживания. Российский теневой рынок труда напрямую взаимосвязан с недостатками существующими в миграционной политике государства. Согласно результатам последних исследований из 1 млн. въезжающих на территорию России иностранцев (в основном из стран бывшего СССР, а также Вьетнама) выезжают обратно лишь 700 тыс., а остальные 300 тыс. остаются в стране незаконно. Каналы нелегальной миграции во многом совпадают с «тропами» террористов, наркодельцов и торговцев оружием, нелегальными финансовыми потоками. Физические лица – не резиденты приобретают в финансово-кредитных учреждениях страны до 45% годового оборота наличной валюты. Во многих случаях – это прямой увод финансовых средств в «тень», в криминальный и «серый» бизнес.

Другая масштабная тенденция развития теневой экономики тесно связана с неуплатой налогов, вывозом капитала из России и легализацией «грязных денег». Так, по экспертным оценкам, на зарубежных счетах физических лиц скопилось несколько десятков миллиардов долларов укрытых от подоходного налогообложения в Российской Федерации. Сотни миллиардов долларов остались на Западе в результате сокрытия части экспортной валютной выручки, большая часть российских капиталов оседает в оффшорных зонах. Разброс оценок величины таких сумм огромен 160–300 млрд. долларов США. При этом, многие специалисты считают, что реальная доля «грязных денег» (полученных преступным путем) – около 30 млрд. долларов США в год.

Таким образом, на сегодняшний день остро стоит проблема противодействия теневой деятельности. Так в настоящее время к существующему уголовно-правовому механизму противодействия теневому сектору можно отнести такие нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, как «незаконное предпринимательство» (ст. 171), «незаконная банковская деятельности» (ст. 172), «лжепредпринимательство» (ст. 173), «невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте» (ст. 193), «уклонение гражданина от уплаты налога» (ст. 198), «уклонение от уплаты налога с организаций» (ст. 199). Среди указанных видов преступлений наибольшей опасностью обладают составы, связанные с уклонением от уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Количество таких преступлений возросло с 2,2 тыс. в 1998 г . до 13,5 тыс. в 2009 г . [3].

При разработке комплекса мер противодействия теневой экономике, первостепенной задачей наряду с мерами, направленными на изменение общих условий хозяйствования, совершенствование законодательства, устранение правовых пробелов, образующих искусственные барьеры для ведения предпринимательской деятельности, представляется целесообразным осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение наблюдаемости экономических процессов, в том числе теневых экономических процессов. Необходимым условием обеспечения наблюдаемости экономических процессов представляется принятие на государственном уровне денежно-кредитной политики, направленной на снижение доли наличного денежного обращения, поскольку в силу своей природы именно наличные деньги являются идеальным инструментом для совершения теневых экономических операций. Фактическое отсутствие в настоящее время хоть сколько-нибудь эффективных экономико-правовых инструментов, направленных на ограничение наличного денежного обращения и проведения расчетно-платежных операций с использованием наличности, обеспечивает бесперебойное и устойчивое функционирование теневого сектора экономики, более того – происходит ее дальнейшее развитие, повышение эффективности и рост многообразия теневых процессов.

 

Список использованных источников:

1.         Журнал «Социологические исследования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.socis.isras.ru

2.         Барсукова С. Ю. Неформальная экономика: понятие, структура, традиции изучения / С. Ю. Барсукова // Общество и экономика. – 2003. – № 11. – С. 102–120.

3.         Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2007. – 264 с.