I Международная научно-практическая конференция «Лингвокогнитология и языковые структуры» (Днепропетровск, 14-15 февраля 2013г.)

Севастьянова О. А., Сергеева И. Ю.

Лисичанский педагогический колледж, Украина

ИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО И ПОЭТИЧЕСКОГО АСПЕКТОВ В ИЗУЧЕНИИ ПОЭТИЧЕСКОГО КОНЦЕПТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Поэтический текст рассматривается как языковая репрезентация концептуальных структур индивидуального творческого сознания. Поэтический смысл формируется в процессе репрезентации художественных (поэтических) концептов, сложного синтеза энциклопедического, общеязыкового и собственно поэтического знания. Поэтическая картина мира выделена в рамках художественной картины мира и определяется как концептуальная система, эстетически значимая, структурирующая творческую деятельность автора, характеризующаяся субъективностью, эмоциональностью неуловимой фрагментарностью.

Работа над поэтическим текстом традиционно опирается на взаимосвязь репродуктивной и продуктивной деятельности – ученики проходят от воспроизведения чужого поэтического текста к созданию собственного поэтического образа. Приемы восприятия поэтического текста, в основе которого заложен лингвосмысловой анализ, а также постижение закономерностей построения стихотворения, вызывает трудности у молодежи. Яркой поэтической эпохой, позволяющей реализовать задуманное и отступить от общепринятых норм методики и исполнения урока, является Серебряный век русской поэзии.

История эпохи Серебряного века представляет собой неисчерпаемый источник для творческого вдохновения современных поэтов, композиторов. Опубликованы серьезные литературоведческие и биографические исследования, осуществлены издания профессионально подготовленных текстов, выходят сборники сочинений. «Пришло время, настал черед стихов, утверждающих ценность души человека, открывающих ее связи с вечным Временем и бесконечностью Мироздания, со Смертью, с Любовью, с Богом» [1]. Литературу, как ни один другой предмет, можно сделать творческим, если умело интегрировать поэтические концепты в культурологическом пространстве. Слова, которые затронут связь искусства и поэзии на уроках литературы, позволят учащимся глубже проникнуть в колоритную эпоху начала ХХ века. Поэтические концепты: «ночь», «птица», «заря», «камень» – проходит через все творчество А. Блока. Ощутимо их присутствие и в стихах М. Цветаевой. Поэтические концепты порождают родственные поэтические связи на историческом уровне, когда слова подсказывало само время. Авторы, облачая их в метафорические одежды, по-своему приветствовали или отвергали эпоху.

Литература ХХ века – качественно новая, потому что во многом содержанием эпохи стала насильственная отмена эволюционного пути развития общества. Лучшие представители культуры: А. Блок, А. Ахматова, Б. Пастернак, М. Цветаева, О. Мандельштам, Н. Гумилев – следовали идеям А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, идеям христианским и общечеловеческим, постигали глубины бытия, проникая в различные сферы культуры. Русская поэзия начала ХХ века – это исключительно многообразное и яркое воплощение различных поэтических концептов в творчестве поэтов. Трагический век требует от писателя, который верен высокому назначению литературы, настоящего подвига, и этот подвиг запечатлелся в самих произведениях писателя. Драматические и трагические судьбы, выпавшие на долю русских писателей и поэтов ХХ века, нанесли тяжкий ущерб, но вместе с тем пробудили, породили в наиболее достойных из них такую силу сопротивления злу и лжи, которая, воплотившись в их произведениях, придала им особую ценность. Без этого сопротивления невозможно себе представить тот художественный мир, который открывается перед нами в поэзии Д. Мережковского, З. Н. Гиппиус, А. Белого, К. Бальмонта, Г. Адамовича, А. Крученых. «Поэты Серебряного века творили не только стихи, баллады или поэзы, они лепили и свои судьбы; почти всем им свойственно отношение к собственной биографии как к выстраиваемому мифу». В самом названии века «серебряный» слышится метафорическое звучание слова и звука, своеобразный идиоматический концепт поэзии ХХ века.

Сегодня объем понятия « Серебряный век» значительно расширилось. Поэт Серебряного века в свете неустроенности пытался осмыслить состояние современного города, как бы увидеть « реакцию » города на изменения, охватившие Россию. Город – живое существо с особой формой, особым характером, зачастую это « город-Вампир » , « Спрут » , сатанинское наваждение, место безумия, ужаса; город – символ бездушия и порока. (Блок, Сологуб, Белый, С. Соловьев, в значительной степени Брюсов). Свой отпечаток ХХ век оставил на полотнах мастеров живописи, зазвучал новыми нотами в произведениях композиторов, прочно вошел за кулисы театров.

Поражает стремительность, с которой появляются новые эстетические школы, направления, течения. Искусствоведческая и литературная критика переполнены наукообразными всевозможными самоназваниями: «символизм»,

«акмеизм», «адамизм», «кларизм», «футуризм», «будетляне», «кубофутуризм», «эго-футуризм», имажинизм», «экспрессионизм», лучизм», «супернатурализм» и т. д. Все эти «измы» не были строго определенными замкнутыми системами. Очень часто творчество одного художника включало в себя произведения, созданные в разных стилях. Целый ряд поэтов, писателей, живописцев, в начале своего творческого пути выступивших под знаменем того или иного направления, позже в силу своей творческой индивидуальности и таланта, «переросли» эти направления и создали свои неповторимые художественные системы. Судьба литературы Серебряного века трагична: кровь, хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу ее существования.

Мыслящий и ощущающий опасность поэт, стоящий перед лицом Вечности, Смерти, Вселенной, Бога, стремится выразить свое негодование, крик души в поэтическом слове. На уроках литературы при изучении противоречивых поэтических судеб ХХ века целесообразно использовать музыку С. Рахманинова, Ф. Шопена, И. Моцарта, А. Скрябина, И. Стравинского. Музыкальные произведения С. Рахманинова могут служить ярким фоном, на котором демонстрируются полотна, ставшие символами эпохи: М. Врубель «Демон поверженный», В. Борисов-Мусатов «Призраки», К. Петров-Водкин «Купание красного коня». Самым трудным в работе над поэтическим текстом является художественно-стилистический анализ. Концепт «Вечная Женственность» в творчестве А. Блока всегда интересен в осмыслении студентов.

Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами. В музыке после долго царствовавших произведений М. П. Мусоргского и П. И. Чайковского наступила эпоха А. Скрябина и С. Рахманинова. Первые пятнадцать лет ХХ века – время, когда наиболее верным и полным выражением эмоционального мира человека, стоящего лицом к лицу с Вселенной и Бытием, оказывается искусство танца, поэзии и музыкального исполнения. Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка. Многие поэты воспевали зодчих и их творения как наивысшие достижения человеческого духа. Футуристы считали высшим искусством живопись; почти все они были художниками. Но все они, представители разных поэтических направлений, ощущали непреодолимое влечение к богатому миру искусства. М. Цветаева прекрасно пела и музицировала, на профессиональном уровне разбиралась в живописи, А. Блок находил музыку даже в революции. М. Волошин создавал прекрасные акварельные работы, обретавшие статус общеизвестных шедевров; Н. Гумилев, объездивший полмира, прослыл знатоком архитектуры. А многие стихи поэтов получили свое второе рождение в обработке современных композиторов: романсы на стихи С. Есенина, М. Цветаевой. Для того чтобы урок литературы, посвященный поэзии, стал синтезом культурологического и поэтического аспектов, необходимо привлечь студентов к исследовательской деятельности, изменить формы работы со словом на уроках поэзии. Это должны быть лекции, семинары, диспуты, пресс-конференции, путешествия, которые позволят реализовать творчество ученика. Нужно, чтобы ученик понял, что поэзия- это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия и всегда потрясение, что поэты в форме стиха выразили не только свою яркую индивидуальность, но и эпоху.

Список использованных источников:

1. Эткинд Е. Г. Единство Серебряного века / Е. Г. Эткинд // О русской поэзии ХХ века. – С. – Петербург, 1997, с. 11 – 12 .