Дубинина Н. В.

Одесская государственная академия строительства и архитектуры, Украина

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ – КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ

Формирования профессиональной компетенции специалистов того или иного профиля является основной предпосылкой для осуществления ими успешной будущей профессиональной деятельности в современных условиях труда. Как мы знаем, успешное выполнение будущей профессиональной деятельности сегодня предусматривает наличие глубоких профессиональных знаний по специальности, умений и навыков их применения, умений применять новые мультимедийные технологии, овладение такими профессионально-личностными качествами, как: научной позицией, воображением, инициативой, творческими способностями, креативностью, эрудицией, умением выражать собственное мнение и аргументировать его, работать самостоятельно и владеть навыками исследовательской деятельности.

Цель статьи: доказать необходимость проведения деловых игр на занятиях специального и социально-гуманитарного циклов в инженерно-строительном ВУЗе для формирования и развития профессиональной компетенции будущих инженеров-строителей.

Для формирования и развития профессиональной компетенции будущих инженеров-строителей на занятиях по дисциплинам специального и социально-гуманитарного циклов следует проводить со студентами деловые игры их профессиональной (строительной) направленности с использованием средств мультимедиа. Целью их проведения является формирование у будущих специалистов инженерно-строительного профиля навыков делового общения, развитие вышеупомянутых профессионально-личностных качеств, формирование речевых навыков аргументации и эмоционального выражения чувств, мнений и суждений. Так, рассмотрим несколько деловых игр инженерно-строительной направленности.

Деловая игра 1. «Десять гектаров». Данную игру следует проводить на занятиях по геодезии. Её суть состоит в следующем: студенты делятся на 6 команд (по 4 человека в каждой). Каждая команда получает участок земли в 10 ГА и задачу – построить на нём определённый объект: железную дорогу, аэродром, автомагистраль, заповедник, жилой дом, водопровод) с помощью таких компьютерных мультимедийных программ: Geonics, Geotec, 3D Tunnel, 3D home architect Design Deluxe, AutodeskRevit Building, Kompas 3D, Focus Multimedia. Но для строительства объекта этот участок не подходит. Команды должны путём переговоров получить необходимый участок земли (переговоры проводятся с помощью телефона и наушников). После проведения переговоров игрокам, которые просили выделить другой участок, предложили заполнить бланк-форму и отправить по электронной почте члену команды, который выделял участки. Затем студенты проектируют заданные объекты с помощью вышеуказанных компьютерных мультимедийных программ.

Для подведения итогов выбираются члены жюри, которые выбирают лучший спроектированный объект.

Деловая игра 2. «Город ХХI века». Данную игру целесообразно проводить на занятиях по архитектурному проектированию. Суть игры состоит в следующем: студенты делятся на 5 групп (по 4 человека в каждой) и получают задание: составить проект города ХХI века с помощью таких компьютерных мультимедийных программ:Geonics, Geotec, 3D Tunnel, 3D home architect Design Deluxe, Autodesk Revit Building, Kompas 3D, Focus Multimedia, T-Flex, Autodesk Auto CAD, Idecad Architectural. После этого им нужно создать анимационные ролики своего проекта и запустить их на мультимедийный экран. Затем члены других команд задают свои вопросы и предлагают идеи относительно дополнения проектов. В конце игры члены жюри подводят итоги.

Деловая игра 3. «Законы города». Данную деловую игру можно проводить на занятиях по архитектурному проектированию и инженерной графике. Её сутьв следующем: студентов делят на группы. Каждой группе выделяют участок (город), который нужно заполнить как можно большим числом строительных объектов. Объекты проектируются с помощью компьютерных мультимедийных программ инженерного назначения.

Деловая игра 4. «Computer support» – компьютерная помощь. Игра проводится на английском языке и включает в себя 3 этапа. Её проводят на занятиях по английскому языку. Перед началом игры на мультимедийной доске представлена профессионально-деловая лексика по теме. При проведении игры используются следующие материалы: компьютер, телефон, наушники, аудиозапись и карточки с компьютерными проблемами.

1) Подготовительный этап: на этом этапе студенты изучают бланк-форму, которую используют в Help центре сотрудники компьютерной поддержки и составляют список вопросов необходимых, чтобы получить информацию для заполнения бланка. Затем они прослушивают запись телефонного разговора между пользователем и сотрудником центра компьютерной поддержки и сравнивают вопросы, которые спрашивает сотрудник Help центра со списком своих вопросов.

2) Проведение деловой игры: группа студентов делится на мини-группы по 3 человека, распределяются роли. Студенты, получив карточки с компьютерными проблемами, обращаются по телефону в центр компьютерной поддержки, а сотрудники центра, в свою очередь, отвечают на их вопросы. По окончанию телефонного разговора студенты с карточками, где указаны проблемы с компьютерами, получают листы бумаги для написания отчёта по заполненной бланк-форме. После этого отчёты набирают на компьютере и отправляют по электронной почте.

3) Заключительный этап – подведение итогов, исправление ошибок. Для подведения итогов игры выбирают 6 членов жюри. Они должны выбрать лучший диалог.

Деловая игра 5. «Вакансия». Её также проводят на занятиях по английскому языку при изучении тем «Моя будущая профессия», «Трудоустройство на работу». Для проведения игры участников разделили на 3 группы: 7 работодателей и 7 соискателей и 6 членов жюри. Она заключалась в проведении собеседования для соискателей при трудоустройстве на работу в строительную фирму. Для соискателей были предложены такие роли: коммерческий директор, менеджер по импорту и экспорту строительного оборудования, прораб, инженер по теплоснабжению, инженер по водоснабжению, инженер по газоснабжению и архитектор. Для проведения игры использовались компьютер, мультимедийный экран, мультимедийный проектор, мультимедийная доска.

Каждый из кандидатов должен был с помощью компьютера в программе MS Word составить своё профессиональное резюме, затем запустить его намультимедийный экран и рассказать информацию о себе, своих профессиональных навыках, опыте работы, образовании, уровне владения компьютерными технологиями и иностранным языком. После этого соискатели отвечали на вопросы работодателей.

В конце подводятся итоги игры. При выборе лучшего собеседования работодателя и соискателя жюри обращают внимание на правильность написания резюме, представление его на экране, полноту информации – для соискателей и корректность постановки вопросов – для работодателей.

Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: деловые игры необходимо проводить на занятиях специального и социально-гуманитарного циклов, потому что их проведение способствует развитию профессионально-личностных качеств, необходимых для осуществления будущей профессиональной деятельности. Кроме того, их проведение формирует у будущих специалистов интерес, положительные эмоции, активность и развитие деловых качеств.