Скиба Э. К.

ГВУЗ «Национальный горный университет», г. Днепропетровск, Украина

НАСУЩНОСТЬ ГУМАНИТАРНІХ КУРСОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Одину из великих мыслителей нашего времени, французскому философу К. Леви-Стросу принадлежит афоризм: «двадцать первый век будет веком гуманитарных наук – или его не будет вовсе».

Именно гуманитарные науки формируют высший уровень мировоззрения общества в целом и личности в частности. Умение обобщать достижения науки, понимать и принимать все богатство искусства, основные принципы жизненных принципов и опыта составляют сферу нравственной жизни общества. Обобщенная система взглядов человека как микромира отражает макромир общества в целом, осознание человеком своего места в мире, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и составляют основу мировоззрения. Важность правильного понимания цели человеческого бытия подчеркивали многие ученые и мыслители, в частности, величайший философ человечества, И. Кант писал, что мы можем вызвать «противоестественный конец всего сущего вследствие неправильного понимания конечной цели» [1, с. 106]. Он подчеркивал, что именно «осознание цели человеческого бытия наполняет все сотворенное бытие смыслом». Представить мир как совокупность обобщенных, философских, социально-политических, правовых, нравственных и эстетических ценностных убеждений и идеалов можно лишь, если есть определенный количественно – качественный запас знаний. Решить задачу по формированию этого необходимого запаса знаний призван весь курс гуманитарных дисциплин.

Идеи гуманизма в Украине имеют глубокие корни. Распространение гуманистических идей в нашей стране заложил Юрий Дрогобыч (1450–1494 г. г.). Он стал автором первой печатной книги, написанной украинцем по происхождению. Получил степень доктора философии и медицины в Болонском университете, где впоследствии занимал пост ректора. Обращение к человеческим ценностям, вопросы этики и эстетики, активное формирование самосознания являются характерными чертами гуманистического мировоззрения.

Но в эпоху рыночных отношений Украина все больше тяготеет к вычеркиванию из курса обязательных дисциплин, преподаваемых в высшей школе, дисциплин гуманитарного цикла. Образование все более приобретает свою востребованность в сфере прикладных дисциплин, которые дают более быстрый результат, и именно поэтому ценятся больше в условиях рыночной экономики, чем дисциплины фундаментальные или гуманитарные. Исследователи этого вопроса видят здесь два главные опасности: во-первых, не превратится ли высшая школа, которая в принципе должна готовить специалистов фундаментальных наук, без развития которых общество не имеет дальнейшей перспективы развития в научном плане, в учебное заведение, дающее узко-профильные знания, без развития в личности широкомасштабного видения всей проблемы в целом; и во-вторых, поскольку, молодые люди этого возраста переживают процесс завершения формирования ценностных установок, убеждений, не повлечет ли изъятие из курса обязательных дисциплин в высшей школе гуманитарных дисциплин обеднение его духовной жизни. Как отмечает А. Спиркин: «Истинная сущность человека определяется преобладающими интересами» [2, с. 12]. Сторонники подобного изъятия в качестве аргументов выдвигают, во-первых, острую необходимость в прикладных знаниях для выпускников ВУЗов, которые в условиях рыночных отношений должны трудоустроиться, и, во-вторых, возможность выбрать гуманитарные дисциплины по своему желанию. Противники изъятия из курса обязательных дисциплин гуманитарных предметов, отмечают, что многие молодые люди еще не имеют устоявшихся ценностных установок и, в условиях сегодняшней востребованности сиюминутной прибыли, просто не способны осознать для себя необходимость, так сказать «неприбыльных» гуманитарных дисциплин, которые, в конечном счете, сформируют их целостное восприятие мира, что обеспечивает им в будущемстрессоустойчивость и жизнеспособность в быстроменяющемся культурно-экономическом пространстве. Например, в Японии, с ее высокими требованиями к рабочим и служащим, гуманитарным курсам в блоке обязательных дисциплин отведено в ВУЗах приблизительно 30%, в Украине – приблизительно 10%. М. Шелер (1874–1928), немецкий философ, один из основоположников философской антропологии, в центре внимания которой – человек, а главная идея которой – создание интегральной концепции человека, остро ощущал кризис европейской культуры. Видя в культе выгоды причину этого кризиса, он подчеркивал, что преимущество экономических рычагов ведет к господству научно-технических форм познания, враждебных иерархии высоких духовных ценностей. Уже в конце XIX начале XX веков началось разочарование в прогрессе, в последствие, усугубленное обманутыми надеждами в совершенстве техногенного общества: прогресс технологий обернулся экологическими бедствиями, достижения техники позволили относительно быстро обеспечить гибель человечества. Значит, нам необходимо пересмотреть наше отношение к прогрессу и понимание самого прогресса. Есть ли альтернатива техногенному мировоззрению? Сможет ли общество сохранить себя в условиях проверки рыночной экономикой? Ученые мира рассматривают альтернативы развития общества в целом.

Список использованных источников:

1. Кант И. Сочинения / И. Кант. – 1965. – Т. 4. – Ч. 2. – М. 478 с. 

2. Спиркин А. Философия / А. Спиркин. – М., 1999. – 816 с.