Д. филол . н. Макович Г. В.
Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства
и государственной службы, г . Екатеринбург
КОНЦЕПТ «СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОД»
(на примере портала о культуре « Культур-Мультур »)
Анализ региональных проектов новых электронных медиа позволяет установить специфику концепта «современный город». Ценность новых медиа как базы эмпирического материала – в формировании контента в процессе его потребления, при активном участии пользователей, аудитории медиапроекта , в информационных процессах, в создании собственного контента . Это позволяет в рамках медиапроекта аккумулировать множество картин мира, создать реальный полифонизм восприятий. В одних случаях эти восприятия отличаются денотативно, информационным ядром, в других коннотациями, эмоциями, экспрессией, ассоциациями. Непрофессиональное пользовательское содержание дает возможность выявить широкий набор коннотативных смыслов.
Особенность существующего в сетевом пространстве Екатеринбурга проекта-портала « Культур-Мультур » в том, что это профессиональный журналистский проект, и потому материалы создаются на высоком профессиональном уровне, соответствуют этическим стандартам и содержат тщательно проверенные данные. В дополнение к нему формируется пользовательский контент , который, будучи объединенным в одном пространстве, подстраивается под заданный стандарт качества. Интенции активных пользователей – критический анализ предлагаемого журналистами информационного поля, модификация , дополнение и расширение, адаптация и интерпретация доступного медиаконтента , что в целом может быть названо интенцией к соучастию.
В результате анализа контента портала « Культур-Мультур » было выявлено, что город интерпретируется как коммуникативная среда с такими формами общения, как встреча – официальная и неофициальная, презентация, интервью, конгресс, кинопоказ , спектакль, соревнование, концерт, вечеринка, тренинг, выставка, слайд-шоу, конкурс, занятие, тренировка, книга, игровая программа, модный показ, выставка-продажа, фестиваль, общение в социальной сети. Локализация этих коммуникаций – театр, концертный зал, библиотека, кафе, ресторан, выставочный зал, выставочная площадка, бизнес-центр, каток, спортзал, стадион. Наиболее значимая ценность таких коммуникаций – поддержание связей, формирование взаимоотношений с друзьями, реже с членами семьи, развлечение.
Плотность культурных событий в пространстве города высокая. Между событиями нет очередности во времени и в пространстве, нет четких границ между прошедшим и настоящим, между настоящим и будущим. Если не удалось попасть на событие, скоро оно повторится или будет аналогичное. Приезд знаменитости был в прошлом году, и вот опять эта знаменитость в городе с новым проектом. Возникает ощущение временного континуума, заполненного одинаково важными событиями. Такая подача событийного ряда создает образ динамичного города, с напряженным ритмом. Чтобы вписаться в этот ритм, нужно уметь управлять таким ресурсом, как время. Его надо не столько экономить, сколько распределять. Только неэффективное распределение ресурса может стать препятствием в динамичном пространстве города. Материальных, физических препятствий для активного погружения в пространство города нет.
Другой смысл организации событийного ряда в рамках портала « Культур-Мультур » – стабильность города, потребностей и потребительской активности людей в нем живущих. Пользователям контента заданы четкие ориентиры, мобилизующие на деятельность. Задается курс на активность не в профессиональной среде, не в политической сфере, а в тусовке , сформированной на основе общих спортивных, музыкальных, других зрелищных интересов. Целевая аудитория портала молодежная, в силу своих возрастных, социально-психологических, мировоззренческих особенностей она не приобрела устойчивого навыка самоменеджмента . Несформированность этого навыка компенсируется организацией в сфере профессиональной: организация может предложить молодому человеку менеджмент более сильный, чем сам молодой человек себе. В сфере досуга молодому человеку также нужен внешний менеджмент. Молодежь нуждается в социокультурной идентификации, в системе ценностей, форм поведения, а поэтому более , чем другие социальные и возрастные группы, восприимчивы к тенденциям, распространяемым в окружающей информационной среде.
Образ современного мегаполиса – это город вне политики, откликающийся на общественно важные события, включенный в контекст этих событий. Для жителя города обязательно найти способ контакта с общественно значимым событием, при этом продвигается мысль о необходимости быть включенным в некую тусовку при восприятии этого события (восприятие спортивных трансляций с экранов, установленных на улицах, в спорт-барах ).
Задаются образцы жизни в открытом пространстве города. Дом для жителя города вторичен, это место ночевки. Основное происходит вне стен дома. Молодой человек либо один и имеет тесные связи с друзьями, либо он член нуклеарной семьи, и вся семья вовлечена в какую-либо тусовочную группу по интересам. При этом сама по себе семья не рассматривается как самодостаточная тусовочная группа.
В основном задается ориентация на пассивное потребление досугового контента . Активное участие в основном предусмотрено в сфере спорта.
Пространство города представлено как неравномерное и неоднородное. Все события в центре, в центре плотнее паутина социальных отношений. Город оказывается представлен через образ его центра, периферия города малозначима. Городское пространство подается как гетерогенное социокультурное пространство, стремящееся к многообразию и инновациям. Городское пространство выступает как иерархизированная структура, в которой индивиды распределены по определенным позициям, со своими специфичными функциями. Все это дает ощущение того, что город – это упорядоченный континуум. В целом город интерпретируется как привносящий в жизнь индивидуума эффективность.