«Альянс наук: ученый – ученому» (27-28 марта 2014 года)

К. филос. н. Нерубасская А. А.

Одесская национальная академия связи имени А. С. Попова, Украина

НАГРУЖЕННОСТЬ КОНЦЕПЦИЙ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ

 

Идеи «нейтральности» и « нагруженности » научного факта и теории основываются на разных способах понимания связей или отношений эмпирического и теоретического уровней научного познания. На наш взгляд, эти связи можно эксплицировать как системные, используя, при этом, метод системно-параметрического анализа (А. И. Уемов и его школа) [1] . Тогда « нагруженность » научного факта может быть репрезентирована как системная связанность двух слоев знания: теоретического и эмпирического.

Цель. Рассмотрим нагруженность некоторых педагогических систем Европы Нового времени и проанализируем перспективность использования их главных принципов в украинской системе образования.

В Новое время бурно развивается экспериментальное естествознание. Образовательные центры выполняют жизненный заказ на подготовку деятельных, рациональных, инициативных личностей. Именно в этот период происходит попытка объединения теории и практики. Содержание образования приобрело ярко выраженную практическую направленность, отражая потребности деятельностной сущности человека. «Складывается классическая система образования, ориентированная на три принципа: социальной полезности, социального равенства, универсальности знания» [2, с. 172].

Нагруженность усложняет систему. Но это усложнение в образовательной системе делает эту систему более сильной (атрибутивный системный параметр [ Уемов ]), более завершенной (Гейзенберг), однако, немаловажным является открытость такой системы. Знания подвержены всевозможным изменениям, связанными с изменениями и преобразованиями в культуре. В этом поле проблем, с одной стороны, является актуальным вопрос об оценке знаний и информации. В научной коммуникации поднимается проблема оценивания знания и влияющих на него культурных процессов, т. к. знание является основным ресурсом современного общества. С другой стороны, в накоплении знаний огромное значение имеет накопление и передача опыта. Поэтому и нагруженность образования этими фактами имеет смысл системно анализировать, обращаясь к историческим системам педагогики.

Отметим, что образование в Новое время из-под влияния церкви переходит под влияние государства. Роберт Оуэн – английский просветитель, социалист-утопист, считал, что совершенствование общества связано с развитием воспитания и образования. Формирование самостоятельно и рационально думающего человека, коллективиста с развитыми социальными инстинктами – вот цель исследуемых процессов. Воспитание должно быть разносторонним, а учеба – научной, напрямую связанной с продуктивным трудом. «Счастье человека, если не целиком, то главным образом зависит как от его собственных чувств, так и от чувств и наклонностей людей, которые окружают его, и поскольку всем детям можно привить какие угодно чувства и наклонности, то делом первоочередной важности является воспитание в детях таких наклонностей и привычек, которые бы способствовали их счастью» [3, с. 66–72]. Исходя из этого, Оуэн делает вывод о том, что каждого ребенка необходимо переубедить понятным для него языком, что они не должны предавать своих товарищей и всеми силами помогать быть им счастливыми. Здесь нагруженность образования приобретает некий теоретико-идеологический характер.

Й. Ф. Гербарт – немецкий философ, психолог, педагог-теоретик 19 века, считал, что педагог должен быть грамотным в первую очередь, «необходимо представлять то с чего начинаешь, знать, чего хочешь, начиная воспитывать…то, что важно для воспитателя, должно быть раскрыто перед ним, как географическая карта…Для воспитания путем обучения я требую знания и силы мысли, такого знания, такой силы мысли, которые могли бы видеть ближайшей действительности обрывки великого целого и умели бы представить его таким». Гербарт считал, что, по сути, не может быть единой педагогической цели, потому что все «должно исходить из мысли». А мысли разносторонние. Несмотря на все выше им сказанное, он считал, что воспитание подчиняется небольшому количеству формальных понятий. «Цели воспитания распадаются на цели, данные вольному рассудку…будущего (взрослого) человека, и цели моральные» [4, с. 356–364]. В этой концепции нагруженность носит некий моральный смысл. Не имеет права воспитывать тот, кто не является высококвалифицированным, умным, мудрым педагогом. Только с такими качествами педагог может воспитать ребенка, чтобы тот стал во взрослом возрасте правильно ориентированным человеком.

Шведская публицист, педагог, сторонница вольного воспитания Эллен Кей (1849–1926) предлагала в основу педагогического процесса положить индивидуальный опыт ребенка, его интересы, самостоятельность [5, с. 238]. Главное – это формирование у ребенка исследовательского интереса, умения наблюдать и изучать, применять знания на практике. Здесь можно говорить о нагруженности процесса воспитания и образования практической деятельностью.

Роберт Зейдель предлагал идею «гармоничного» образования [6], основанного на сумме всех природных задатков человека. Человек – это физически-чувственное существо, духовно мыслящее, имеющее волю, сочувствующее, морально-сознательное, технично и художественно одаренное существо. «Гармоничное» образование должно учитывать все эти свойства. Настоящий просветитель не может однобоко отдавать предпочтение, например, эстетическому воспитанию или отдавать предпочтение разуму. Он должен учитывать гармонию между всеми человеческими наклонностями. Нагруженность образования заключена в этом варианте системы в учете гармоничности природных качеств человека.

Современные школьные системы образования и воспитания все больше основываются на выявлении отдельных способностей у школьников и ориентире на подготовку узко квалифицированных специалистов (либо математиков, либо физиков, либо биологов, либо гуманитариев и др.). Гармоничные системы все чаще используются в частных дошкольных учреждениях, в г . Одессе это школы «Я расту», « Жирафенок », «Умка», «Львенок и черепашка», «Хочу все знать», «Веселая семейка» и другие. Эти подходы все больше привлекают родителей. В школах раннего развития преподают развитие речи, окружающий мир (охрана здоровья, родной край), чтение, иностранный язык, трудовое воспитание, музыку, гимнастику и т.п. Подходы к детям основаны на гуманном отношении педагогов к учащимся. Такой подход к обучению, на наш взгляд, дает возможность растить разносторонне развитого человека , личность, в конце концов – индивидуальность.

В заключени и , напомним слова Конфуция, с которыми должен считаться каждый родитель, каждый педагог: «Как далеко от нас человечность? Когда мы хотим ее, то она у нас под руками…Народ требует человечности больше, чем огня и воды; я видел людей, которые умирали от огня и воды, но не видел, чтоб умирали от того, что были человечными»! [Конфуций. Беседы и суждения. Гл. 7, гл. 15].

 

Список использованных источников:

1.              Нерубасская А. А. Системно-дескрипторная нагруженность научного факта: монография / А. А. Нерубасская . – Германия, Сарбрюккен : Lambert academic publishing . – 140 с.

2.              Бейсенова Г. Проблемы образовательного знания в диспозитиве культуры / Г. Бейсенова . – Алматы : Искандер, 2005.

3.              Оуэн Р. Отрывки из педагогических сочинений. История дошкольной педагогики: хрестоматия / Р. Оуэн. – К.: Высшая школа, 1974. – С. 66–72.

4.              Гербарт Й. Первые лекции по педагогике. Отрывки из хрестоматии по истории зарубежной педагогики / Й. Гербарт . – М.: Просвещение, 1971. – С. 356–364.

5.              Кей Эллен . О Воспитании. Отрывки из издательства: хрестоматия по истории педагогики / Эллен Кей .   – 1935. – Т. 3. – Ч. 1, Х., – С. 238–239.

6.              Зейдель Р. Гармоничное образование как цель воспитания. Отрывки из издательства: хрестоматия по истории педагогики / Р. Зейдель. – 1935. – Т. 3. – Ч. 1, Х., – С. 245– 247.