Д. полит . н . Латыгина Н. А.
Киевский национальный торгово-экономический университет, Украина
СУЩНОСТЬ ВАХХАБИЗМА
В эпоху глобализации, в условиях постоянных кризисов и конфликтов разнообразного характера проблемы идеологии, политической культуры и духовных ценностей, безусловно, имеют немаловажное значение для политической науки. И в этом контексте ислам как одна из мировых религий и идеологий всегда вызывал неподдельный интерес и у ученых, и у обычных граждан.
Ислам нельзя назвать однородным. Квинтэссенцией исламского традиционализма является ваххабизм – религиозное движение, возникшее в XVII веке в Аравии и получившее свое название по имени духовного вождя движения Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба . Целью этого движения стало «очищение» ислама от «языческих» обычаев; суровый аскетизм ваххабитов исключал любой культ (в том числе культ Пророка) и отвергал каких бы то ни было «посредников» между мусульманином и Божеством.
В 1801 году ваххабиты разгромили шиитские святилища, а пять лет спустя захватили Мекку, где разрушили все места поклонения и не пощадили даже Каабу. Затем устремились в Медину и там нанесли урон святыням вокруг усыпальницы Мухаммада .
В ХІ Х столетии ваххабиты основали в Аравии собственный эмират. Потомки эмира Сауда правят этим эмиратом (Саудовской Аравией) и поныне. При этом воззрения современных ваххабитов стали более умеренными, святыни Аравии не только восстановлены, но и находятся под покровительством Саудидов .
Главный текст ваххабизма – труд И бн Абд ал-Ваххаба «Книга единобожия».
Ваххабиты абсолютизируют понятия «неверие» ( куфр ) и «многобожие» ( ширк ). Они провозглашают строгое единобожие, единственность Аллаха. Это – главное положение ваххабизма, и последователи этого учения даже называют себя соответствующим образом – единобожники . При этом ваххабиты отрицают саму возможность теологического и, тем более, философского понимания текста Корана и Сунны. В определении сути единобожия они идут «от противного», через определение того, что единобожием не является.
«Неверными» в ваххабитской литературе объявляются иудеи и христиане, а также и мусульмане, совершившие малейшее отступление от единобожия («вероотступничество»). К проявлениям вероотступничества относятся: возвеличивание праведников, поклонение Аллаху у могилы праведного человека (вали), не говоря уже о поклонении самому упокоенному праведнику, поклонение идолам, колдовство, гадание по звездам, любые виды предсказаний, ношение амулетов для отвращения неприятностей, поклонение памятникам и монументам, возвеличивание какого-то человека. Кроме того, «неверными» объявляются те мусульмане, которые вводят какие-либо новшества в сферу религии. К такого рода «неверным» отнесены, в частности, суфии.
Ваххабиты прямо утверждают, что даже строгое следование положениям ислама не является гарантией того, что мусульманин, совершивший малейшее отступление от единобожия, остается мусульманином. Более того, ваххабиты говорят о том, что мусульманин перестает быть мусульманином в случае малейшего отступления от единобожия, и его жизнь и имущество перестают быть неприкосновенными, т. е. он может быть убит, а имущество его будет изъято.
Особым разрядом «неверных» среди мусульман оказываются так называемые «лицемеры». «Лицемер» – это тот мусульманин, который «выказывает приверженность к исламу и скрывает неверие».
«Неверием» является, по оценке ваххабитов, реализация любой формы социально-политического устройства, если оно целиком, полностью и исключительно не основано на шариате, как его представляют ваххабиты. «Неверие» – «правление и суждение не на основе ниспосланного Аллахом». «Неверием» объявляется и любая человеческая законотворческая, а также нормотворческая деятельность. «Неверие» – «притязание на право издавать законы, разрешать и запрещать». Ваххабиты объявляют «неверным» всякого, кто включается в систему общественных отношений, предполагающих делегирование полномочий и перераспределение общественных ресурсов, в том числе – в процессе обмена ценностями и услугами.
Решающий довод единобожия человека (в первую очередь мусульманина), т. е. условие, при котором мусульманин не провозглашается «неверным», это – лояльность по отношению к ваххабитам и враждебность по всем не-ваххабитам .
Мусульманин, принявший ваххабизм, должен подтверждать свое единобожие «ненавистью и враждой».
Джихад, трактуемый ваххабитами как «вооруженная борьба с позиций ислама», «отстаивание интересов Аллаха вооруженным способом», является обязательным.
Цели джихада как вооруженной борьбы следующие (в разных ваххабитских публикациях различается последовательность пунктов). Во-первых, вооруженная борьба против всех, кто препятствует распространению ваххабисткого учения и его господству. Во-вторых, борьба со всеми «неверными», « многобожниками » и «лицемерами». В-третьих, джихад как вооруженная борьба ведется для защиты мусульман и их родной земли. При этом есть один очень важный нюанс – защищать вооруженным путем ислам, мусульман и их родную землю ваххабиты призывают и в случае потенциального врага, т.е. такого, чьи намерения могут быть расценены ими как враждебные.
Радикализм ваххабитов вызывает неприятие большинства мусульман едва ли не с момента возникновения этого движения, однако, изучая ислам, сбрасывать со щитов ваххабизм не представляется возможным.
Список использованных источников:
1. Ислам классический: энциклопедия. – М.: Эксмо , СПб.: Мидгард , 2005. – 416 с .