К.филол.н. Лабутина В. В.
Самарский государственный университет, Россия
ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНОВ «СВОБОДА» – «НЕСВОБОДА» С ПОМОЩЬЮ ДИСКУРСИВНЫХ АНТОСИНОНИМОВ
Дискурсивные антосинонимы – интересное речевое явление, одно из лексических средств вариативной интерпретации действительности. Обозначая одно качество , свойство, действие и т.д., и, следовательно, будучи в этом смысле контекстуальными синонимами , антосинонимы находятся вместе с тем в отношениях противопоставленности , поскольку выражают противоположную оценку этого явления, качества, свойства, действия, разную его интерпретацию, понимание . Например: откровенность, правдивость, честность – цинизм, бестактность; упорство – упрямство ; щедрость – расточительность ; восприимчивость – внушаемость; принципиальность – безжалостность, беспринципность – гибкость и под. [1] .
Функция антосинонимов , в частности, состоит в способности, с одной стороны, отрицательной оценки, «развенчания», дискредитации чего-либо, с другой стороны – положительной оценки, «оправдания» того же самого явления, качества, свойства.
Так, например, может «развенчиваться» свобода путем указания на ее возможные негативные последствия, например:
Нет свободы без произвола , говорил … Сартр. (А. Генис ); И неожиданно в такой ситуации выяснилось, что наш брат поначалу растерялся, и зачастую свобода стала восприниматься как вседозволенность (А. Гулина . – Корпус русского языка); Половую распущенность и вседозволенность она прикрывала возвышенными излияниями о духовной свободе , о новой революционной морали. (Р. Райхлин . Анархистка-коммунистка Александра Коллонтай – Корпус русского языка).
Рассматриваемые средства вариативной интерпретации действительности очень похожи на пословицы . Любой концепт в пословицах может толковаться двояко, по принципу бинарной оппозиции. Например, противопоставление беззаконие – закон, связанные ассоциативно с понятиями свобода – несвобода , представлено в пословицах и как оправдание закона ( Дураку закон не писан; Недолго земле той стоять, где учнут уставы ломать; Беззаконный клич беззаконно и внемлется ), и как «развенчание» закона ( Все бы законы потонули да и судей бы перетопили; Кто законы пишет, тот их и ломает; Закон – дышло: куда захочешь, туда и воротишь ).
Альтернативная интерпретация каких-либо феноменов сопровождается соответствующими переименованиями. В нашем материале встречаются следующие:
Свобода, воля ? произвол ? беззаконие ? беспредел ? демократия ? вседозволенность ? вольность нравов ? безответственность ? беспорядок ? хаос;
Несвобода, неволя ? закон ? тирания ? запреты (ограничения, табу) ? порядок. Например:
… сейчас многие молодые люди говорят о свободе , но понимают ее как вседозволенность (патриарх Алексий II ( Ридигер ) – Корпус русского языка); Отец мой всегда стремился к свободе , но часто путал ее с вольностью нравов (А. Генис ); И воцарившаяся после исчезновения парткомов в медицине свобода для незрелых мозгов весьма смахивала на вседозволенность (В. Валеева . – Корпус русского языка).
В приведенных примерах можно наблюдать конфликт интерпретаций одного и того же явления, который осуществляется говорящим с помощью дискурсивных антосинонимов .
Нужно отметить, что иногда мы можем наблюдать и рефлексию по поводу оправданности противопоставлений типа свобода – порядок и размышления по поводу оправданности ассоциаций типа свобода – произвол вместо, скажем, свобода – совесть , например:
В «Странной истории» угадан и описан один из главных фокусов страшного 20 века: надежда на то, что человека можно поделить на плохое и хорошее, что взаимообусловленные вещи можно противопоставить, разъять сложный мир на бинарные противоположности. Именно противопоставление взаимообусловленных и, в сущности, невозможных по отдельности вещей было главной болезнью самого кровавого столетия. А давайте разделим и противопоставим, например, свободу и порядок ? Как будто порядок возможен без свободы , на одной дубине… (Д. Быков); Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести ? это рулевой его свободы , она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол , но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной ( Д. Лихачев – Корпус русского языка).
Таким образом, цепочки антосинонимов в свернутом виде хранят информацию о явлениях действительности, необходимую для глубокого понимания их сути. (Ч то есть свобода ? порядок ? закон ? каковы их причины и следствия, какова их оборотная сторона, во что они превращаются, до чего доходят, во что вырождаются, чем могут быть компенсированы? ) Из диалектичности пословиц, из живой амбивалентности, выражаемой с помощью антосинонимов , формируется целостное представление о явлении, возрождается изначальная недискретность реальности , расчлененной когда-то языком, который и создает (в частности, с помощью антонимов) бинарные оппозиции, и делает мнимой (в частности, с помощью антосинонимов ) любую противопоставленность .
Список использованных источников :
1. См. об этом, например: Лабутина В.В. « Антосинонимия » как средство вариативной интерпретации действительности / В.В. Лабутина // Вестник Самарского гос . ун –та. – 2009. – №3(69). – С. 168–173; Лабутина В.В. Функциональные возможности антосинонимии в ситуации «когнитивного диссонанса» / В.В.Лабутина // Язык – текст – дискурс : проблемы интерпретации высказывания в разных коммуникативных сферах: материалы междунар . науч . конфер . – Самара, 2011. – С. 103–104.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. – Т 4. – М.: ОЛМА-ПРЕСС , 2001. – С. 569.