Наши конференции
В данной секции Вы можете ознакомиться с материалами наших конференций
II МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
II МНПК"Альянск наук: ученый ученому"
I Всеукраинская НПК"Образовательный процесс: взгляд изнутри"
II НПК"Социально-экономические реформы в контексте европейского выбора Украины"
III МНПК "Наука в информационном пространстве"
III МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
I МНПК "Качество экономического развития"
III МНПК "Альянс наук: ученый- ученому"
IV МНПК "Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины"
I МНПК "Проблемы формирования новой экономики ХХI века"
IV МНПК "Наука в информационном пространстве"
II МНПК "Проблемы формирования новой экономики ХХI века"
I НПК "Язык и межкультурная коммуникация"
V МНПК "Наука в информационном пространстве"
II МНПК "Качество экономического развития"
IV МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
ІІІ НПК "Образовательный процесс: взгляд изнутри"
VI МНПК "Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины"
МНПК «Проблемы формирования новой экономики ХХI века»
IV МНПК "Образовательный процесс: взгляд изнутри"
IV МНПК "Современные проблемы инновационного развития государства"
VI МНПК «Наука в информационном пространстве»
IV МНПК "Проблемы формирования новой экономики ХХI века"
II МНПК студентов, аспирантов и молодых ученых "ДЕНЬ НАУКИ"
VII МНРК "Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины"
VI МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
VII МНПК "Наука в информационном пространстве"
II МНК "Теоретические и прикладные вопросы филологии"
VII МНПК "АЛЬЯНС НАУК: ученый - ученому"
IV МНПК "КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: глобальные и локальные аспекты"
I МНПК «Финансовый механизм решения глобальных проблем: предотвращение экономических кризисов»
I Международная научно-практическая Интернет-конференция «Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности государства, бизнеса и образования в современных экономических условиях»(Полтава, 14?15 февраля 2013г.)
I Международная научно-практическая конференция «Лингвокогнитология и языковые структуры» (Днепропетровск, 14-15 февраля 2013г.)
Региональная научно-методическая конференция для студентов, аспирантов, молодых учёных «Язык и мир: современные тенденции преподавания иностранных языков в высшей школе» (Днепродзержинск, 20-21 февраля 2013г.)
IV Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации» (Днепропетровск, 15-16 марта 2013г.)
VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Альянс наук: ученый – ученому» (28–29 марта 2013г.)
Региональная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные исследования в сфере социально-экономических, технических и естественных наук и новейших технологий» (Днепропетровск, 4?5 апреля 2013г.)
V Международная научно-практическая конференция «Проблемы и пути совершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности» (Желтые Воды, 4?5 апреля 2013г.)
Всеукраинская научно-практическая конференция «Научно-методические подходы к преподаванию управленческих дисциплин в контексте требований рынка труда» (Днепропетровск, 11-12 апреля 2013г.)
VІ Всеукраинская научно-методическая конференция «Восточные славяне: история, язык, культура, перевод» (Днепродзержинск, 17-18 апреля 2013г.)
VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Спецпроект: анализ научных исследований» (30–31 мая 2013г.)
Всеукраинская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения» (Днепропетровск, 7–8 июня 2013г.)
V Международная научно-практическая Интернет-конференция «Качество экономического развития: глобальные и локальные аспекты» (17–18 июня 2013г.)
IX Международная научно-практическая конференция «Наука в информационном пространстве» (10–11 октября 2013г.)
Шелковников М.А.
Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт , Российская Федерация
СПЕЦИФИКА ЦИКЛИЧНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ)
Во второй половине XIX – начале XX вв. Сибирь представляла собой огромное, динамично расширяющееся рыночное пространство с колоссальными перспективами для развития капитализма в самом широком плане. Экономическая специфика региона не только не мешала развитию предпринимательства, но и, зачастую, способствовала ему, создавала “вакуум”, стремительно заполняющийся самыми различными проявлениями деловой активности.
Перспективность сибирского рынка во многом объясняется большим количеством незанятых, удобных для земледелия, а, следовательно, и для приема переселенцев земель. Возможность капитализма расширяться вширь, заполнять существующие рыночные пустоты, объясняет тот факт, что на окраинах, в том числе в Сибири, темпы развития капитализма опережали общероссийские.
Развитие капитализма в Томской губернии нельзя отрывать от общероссийских тенденций, но, при этом, следует выделить ряд региональных особенностей. Рассматриваемый нами период был самым удачным для развития предпринимательства. Нарастание предпринимательской активности наблюдается в течение всего указанного времени вне зависимости от благоприятных или наоборот неблагоприятных объективных и субъективных факторов. В качестве негативного фактора следует отметить наступившую вместе с капиталистическим развитием естественную цикличность экономики. Колебания экономической конъюнктуры во второй половине XIX – начале XX вв. хорошо раскрыты советскими учеными П. Лященко, Л. Шепелевым, А. Яковлевым и другими.
Период с 1861 по 1866 год считается временем болезненного приспособления промышленности к пореформенным условиям, с конца 1866 года до 1873 наблюдается интенсивное развитие промышленности и торговли.
В течение 1873–1875 гг. российскую промышленность охватил первый, ярко выраженный капиталистический кризис. В дальнейшем, вплоть до начала 90-х, в целом, период неустойчивой депрессии, включивший в себя и структурный кризис 1882–1883 г, охвативший большинство отраслей. Принятая в советской литературе традиция именовать период второй половины 70-х – 80-е годы XIX в. “в целом кризисным” или же “депрессивным” не совсем верна с точки зрения экономической терминологии. По справедливому замечанию А. Шепелева в конкретной исторической ситуации не всегда легко распознать грани между фазами экономического цикла. Определенная фаза может проявляться в разных отраслях промышленности и даже в разных районах страны не одновременно [1, с. 1]. Весь обозначенный нами период происходит пусть незначительный, но устойчивый экономический рост. Правильнее было бы назвать вторую половину 70-х – 80-е гг. неустойчивым оживлением, которое сменяется бурным подъемом в начале 90-х гг.
90-е гг. XIX в. – активность во всех отраслях промышленности и торговли. Рост в силу закономерностей экономического цикла сменяется кризисом 1900-1903 гг., который, тем не менее, выразился не в падении производства в целом, а в снижении темпов его прироста [2, с. 89]. Период 1904-1907 гг. ознаменовался не подъемом как на западе, а затяжной депрессией, вызванной русско-японской войной и революцией. Период депрессии имел и положительные стороны, он впервые для России совпал с этапом модернизации и замены основных средств производства, что характерно для высокой степени развития рыночных отношений. Данная база в сочетании с высокими урожаями вызвала новый мощнейший подъем всей российской экономики, который смогла прервать только Первая Мировая война.
Подобные экономические процессы происходили и в Сибири, но их острые стороны в значительной степени сглаживались региональной спецификой. Кризисные явления последней трети XIX в. проявились здесь значительно меньше, поскольку связь с общероссийским рынком до постройки Транссиба была слабой, в промышленности еще не сложились условия для капиталистического перепроизводства. Она, в целом, находилась на мануфактурной стадии, а внутренний рынок постоянно расширялся. В начале XX в. спад так же незначительно отразился на промышленности Томской губернии. Ведущую роль здесь играли пищевкусовые предприятия, которые зависели не только и не столько от общей экономической конъюнктуры, сколько от урожаев. В Томской губернии деловая активность, рост спроса на все товары очень сильно зависели от урожайности, что ярко прослеживается при анализе источников. Даже накануне Первой Мировой войны “…по сведениям Казенной палаты главным импульсом торговой деятельности в Томской губернии являются результаты урожаев хлебов и трав, от реализации которых зависят более или менее оживленные торговые операции” [3, с. 224].
Начало пореформенного периода отмечается оживлением торговли и промышленности, что было подчеркнуто в отчете Томского гражданского губернатора [4]. В дальнейшем, поступательное развитие рыночных отношений наблюдается до начала 80-х гг. XIX в. Кризис 1873-1875 гг. фактически не затронул Томскую губернию, так как здесь тяжелая индустрия была представлена примитивными формами. Определенный спад наблюдается в 1883 г . В связи с общероссийским спадом затихает торговля, ряд предпринимателей разоряется. Усугубляет положение плохой урожай 1884 г . Кризисные явления отражаются местной прессой. “Сибирская газета” отмечает в корреспонденции из Барнаула, что “…торговля в городе идет тихо, гораздо хуже прежних годов, всюду приходится слышать жалобы на безденежье”, а в округе “полное торговое затишье…ждать лучшего можно только в случае урожая хлеба” [5]. В целом же 1884 г . для Томской губернии был “…признан таким плохим, каких давно не помнят. Дела по всем отраслям торговли находились в застое. Многие сокращали дела или приостанавливали” [6].
Подъем 90-х гг. XIX в. проявился в губернии в связи со строительством Великого Сибирского железнодорожного пути еще более отчетливо, чем в Европейской России. Эффект от строительства был настолько высок, что кризис 1900-1901 гг. несмотря на неурожайные 1900 и 1901 годы намного менее коснулся сибирской промышленности. В целом же в годы кризиса и последующей депрессии рост торгово-промышленной деятельности в Томской губернии прослеживается достаточно отчетливо. Русско-японская война затронула, прежде всего, интересы крупных торговцев. В 1905 г . из-за перегруженности военных перевозок Сибирская железная дорога прекратила прием частных грузов. Эта мера подорвала весь торгово-промышленный оборот [7, с. 254]. С другой стороны, война способствовала расширению сферы деятельности мелких и средних торговцев, которые наживались на поставках продуктов для армии. Податные инспекторы Томской губернии отмечали, что на их бизнес война оказала весьма благотворное влияние [8].
С 1909-1910 гг. Сибирь вступает в полосу мощного экономического подъема, наступление которого лишь незначительно замедлилось неурожаем 1909 г . В донесении в Томскую Казенную палату с Алтая отмечается, что неурожай 1909 г . лишь замедлил здесь экономическую жизнь, что выразилось в уменьшении посевных площадей в 1910 г . на 3-4%, однако, даже с учетом этого в 1910 г . хлеба было собрано больше, чем в 1909, “торгово-промышленная жизнь вновь оживляется” [9].
Таким образом, конъюнктура второй половины XIX – начала XX в. создавала самые благоприятные условия для развития экономики Томской губернии в частности и Сибири в целом.
Список использованных источников:
1. Шепелев Л. Е. Царизм и буржуазия в 1904–1914 гг. / Л. Е. Шепелев. – Л.: 1987.
2. Бобович И. М. Экономическая история России. 1861-1914 / И. М. Бобович. – СПб.: 1995.
3. Сибирский торгово-промышленный ежегодник на 1914-1915 год. – СПб.: 1915.
4. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1265. Оп. 11. Д. 131. Л. 61.
5. Сибирская газета. – 1884. – № 37.
6. Сибирская газета. – 1884. – № 52.
7. Лященко П. И.История народного хозяйства СССР. Т. 2 / П. И. Лященко. – М., 1956.
8. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК). Ф. 192. Оп. 1. Д. 19. ЛЛ. 6,61,62; Д. 138. Л. 76.
9. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК). Ф. 52. Оп. 1. Д. 12. Л. 47.