Наши конференции
В данной секции Вы можете ознакомиться с материалами наших конференций
II МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
II МНПК"Альянск наук: ученый ученому"
I Всеукраинская НПК"Образовательный процесс: взгляд изнутри"
II НПК"Социально-экономические реформы в контексте европейского выбора Украины"
III МНПК "Наука в информационном пространстве"
III МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
I МНПК "Качество экономического развития"
III МНПК "Альянс наук: ученый- ученому"
IV МНПК "Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины"
I МНПК "Проблемы формирования новой экономики ХХI века"
IV МНПК "Наука в информационном пространстве"
II МНПК "Проблемы формирования новой экономики ХХI века"
I НПК "Язык и межкультурная коммуникация"
V МНПК "Наука в информационном пространстве"
II МНПК "Качество экономического развития"
IV МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
ІІІ НПК "Образовательный процесс: взгляд изнутри"
VI МНПК "Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины"
МНПК «Проблемы формирования новой экономики ХХI века»
IV МНПК "Образовательный процесс: взгляд изнутри"
IV МНПК "Современные проблемы инновационного развития государства"
VI МНПК «Наука в информационном пространстве»
IV МНПК "Проблемы формирования новой экономики ХХI века"
II МНПК студентов, аспирантов и молодых ученых "ДЕНЬ НАУКИ"
VII МНРК "Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины"
VI МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
VII МНПК "Наука в информационном пространстве"
II МНК "Теоретические и прикладные вопросы филологии"
VII МНПК "АЛЬЯНС НАУК: ученый - ученому"
IV МНПК "КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: глобальные и локальные аспекты"
I МНПК «Финансовый механизм решения глобальных проблем: предотвращение экономических кризисов»
I Международная научно-практическая Интернет-конференция «Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности государства, бизнеса и образования в современных экономических условиях»(Полтава, 14?15 февраля 2013г.)
I Международная научно-практическая конференция «Лингвокогнитология и языковые структуры» (Днепропетровск, 14-15 февраля 2013г.)
Региональная научно-методическая конференция для студентов, аспирантов, молодых учёных «Язык и мир: современные тенденции преподавания иностранных языков в высшей школе» (Днепродзержинск, 20-21 февраля 2013г.)
IV Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации» (Днепропетровск, 15-16 марта 2013г.)
VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Альянс наук: ученый – ученому» (28–29 марта 2013г.)
Региональная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные исследования в сфере социально-экономических, технических и естественных наук и новейших технологий» (Днепропетровск, 4?5 апреля 2013г.)
V Международная научно-практическая конференция «Проблемы и пути совершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности» (Желтые Воды, 4?5 апреля 2013г.)
Всеукраинская научно-практическая конференция «Научно-методические подходы к преподаванию управленческих дисциплин в контексте требований рынка труда» (Днепропетровск, 11-12 апреля 2013г.)
VІ Всеукраинская научно-методическая конференция «Восточные славяне: история, язык, культура, перевод» (Днепродзержинск, 17-18 апреля 2013г.)
VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Спецпроект: анализ научных исследований» (30–31 мая 2013г.)
Всеукраинская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения» (Днепропетровск, 7–8 июня 2013г.)
V Международная научно-практическая Интернет-конференция «Качество экономического развития: глобальные и локальные аспекты» (17–18 июня 2013г.)
IX Международная научно-практическая конференция «Наука в информационном пространстве» (10–11 октября 2013г.)
Габышев М.Л.
Тюменский государственный нефтегазовый университет, Российская Федерация
ПРЕПОДАВАНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
У студентов (как технических, так и гуманитарных специальностей) в процессе обучения легко можно обнаружить нелогичность и противоречивость представлений о многих сферах жизни. Зачастую один и тот же студент высказывает противоположные точки зрения, не видя разногласий между ними.
Возникает вопрос: чем вызвана такая «избирательная слепота»?
Для начала необходимо признать, что способность считать взаимоисключающие утверждения верными является нормой обыденного сознания.
В исследованиях Ю.И. Левина отмечено, что в пословицах один и тот же текст может применяться и в качестве описания нормы поведения, и в качестве осуждения [1, с. 489].
Данный феномен не является свойственным исключительно российской ментальности, это – общечеловеческое качество. Девид Майерс , в многократно переиздаваемом во многих странах учебнике «Социальная психология», пишет, что на уровне здравого смысла человек склонен оценивать взаимоисключающие «народные мудрости» как верные [2, с. 40-45 ].
Подробное научное объяснение, описание этого явления и его функций было дано Е.В. Улыбиной [3, с. 108] в рамках её теории, где «Обыденное сознание», т.е. совмещение противоположностей, игнорирование несовместимости – противопоставляется «Научному сознанию» ориентации на однозначность, определенности понятий (терминов), осознанию противоположностей как несовместимых, стремлению к построению логичной картины мира.
Из вышесказанного очевидно, что:
1) явление существует в действительности и описывается как широко распространенное;
2) явление может играть роль позитивную (защитную) и негативную (препятствуя последовательному познанию, построению непротиворечивой картины мира).
Применительно к педагогике высшей школы последний пункт может являться препятствием для:
1) формирования научного мышления будущих научных сотрудников, специалистов высокой квалификации и просто образованных людей, поскольку мышление обыденного уровня сознания и научного лежат в разных плоскостях;
2) адекватного понимания отдельных научных дисциплин.
Эти затруднения представляется возможным преодолеть одновременным учетом исторических и психологических факторов.
Учёт социально-психологических явлений в историческом времени дает новые ресурсы в идеях, в которых, как может казаться, не осталось ничего необъясненного.
Учет социальных и исторических аспектов предоставляет исследователям новые возможности, и значит, необходима интегративная сфера для фиксации исторических, социальных и психологических аспектов процессов.
Такие цели вполне достижимы посредством исторической психологии.
Шкуратов В.А. определяет историческую психологию как область знания, направленную на изучение «психологического склада отдельных исторических эпох, а также изменений психики и личности человека в специальном культурном макровремени , именуемом историей» [4, с.15].
Более широкое определение исторической психологии дается Е.Ю. Бобровой: « Исторической психологией мы называем научную дисциплину, целью которой является соизмерение истории человека и истории человечества. Историческая психология обнаруживает и изучает законы взаимоизменчивости общества и человека в ходе истории, выявляет зависимости между историческими и психологическими феноменами, описывает закономерности формирования личности как объекта и субъекта исторического процесса» [5, с. 5].
Значение историко-психологического подхода для преподавания психологии. Опрашивая студентов, которые приступают к изучению психологии (как правило такие учащиеся уже знакомы и с философией, и с культурологией ) обнаруживается, что у них до сих пор нет устоявшегося мнения о том, прогрессирует ли человек после того, как стал человеком? Есть представления: человек не меняется, психика остается неизменной уже очень давно, а сознание, раз появившись – остается неизменным с момента возникновения. Не только от студентов, но даже от специалистов иногда можно услышать высказывания типа: «Современный человек мало отличается от того, каким он был в пещере». И это не смотря на то, что еще в начале XX века А.Р. Лурия пришел к выводу, что различные формы деятельности, соответствующие социально-экономическому укладу, определяют формирование психических процессов: «Люди, живущие в условиях различных исторических укладов, различаются не только различными формами практики и различным содержанием своего сознания, но и различной структурой основных форм сознательной деятельности» [6, с.48].
Предполагается, что это обусловлено тем, что в сложившейся в высшей школе практике преподавания истории развития психики большее внимание уделяется филогенезу при исключении из рассмотрения антропогенеза. Представляется, что изучение хотя бы основ исторической психологии как науки о историческом развитии психики уже способно улучшить ситуацию.
Историко-психологический подход значим и для разрешения частных задач . Рассмотрим на это на примере преподавания истории психологии.
Как исследуется история психологии? В её изучении можно выделить три подхода, хорошо описанных З.И. Шаповаленко . Кратко обрисуем их.
1. Логико-научный ( интернальный ), основа которого – внутреннее содержание психологического познания.
2. Экстернальный , его основа – акцент на внешней истории развития научного знания
3. Персонально-личностный – концентрирует внимание на личности и творческом пути того или иного ученого [7].
Соответственно этим подходам по исследованию истории психологии можно выделить и подходы в преподавании истории психологии.
Как мы все знаем по опыту, очень часто преподавание основывается на третьем, персонально-личностном подходе: «по авторам».
В сконцентрированном виде этот подход можно наблюдать в широко распространенной практике представления истории науки в виде таблицы (той или иной степени краткости).
При таком дидактическом приеме история психологии может превращаться в перечисление имен, изложение биографий ученых, и выдвинутых ими идей.
Данную ситуацию можно наблюдать и в других сферах знания, и в результате «история науки N по авторам» может формировать у студентов представление, что история психологии (педагогики, конфликтологии и пр.) является скорее статистическим архивом, нежели наукой .
Но к сожалению, опасностью возникновения такого ошибочного мнения возможные проблемы не исчерпываются.
Следующая возможная проблема: наука лишается логики развития , превращается в сумму (не систему) идей, не связанных друг с другом.
При таком ракурсе изучения истории науки может происходить потеря культурно-исторического контекста . Подчас можно слышать казусные высказывания, суть которых сводится к тому, что ученые прошлых веков для современного студента выглядят непоследовательными: ведь они догадались о чем-то, что известно каждому образованному человеку нашей эпохи, но не сделали следующий шаг в познании, очевидный для человека нынешней культуры.
Итак, рассмотрев примеры, мы приходим к выводу, что в педагогической и психологической науке и практике историко-психологический аспект применим следующим образом:
1. Знания, полученные в данном подходе, могут способствовать решению комплексных научных проблем, актуальных в настоящее время: формирование и развитие гражданского самосознания современного российского студента, прогнозирование социального поведения людей, исследование историко-психологических тенденций развития личности в условиях экономического, политического и духовного кризисов.
Большую актуальность приобретают исследования специфики личности представителей различных поколений российских граждан, определяющей многочисленные личностные проявления, в том числе – социальное и политическое поведение различных поколений в изменяющихся социальных условиях.
2. Результаты таких исследований могут использоваться в политологии, политическом анализе, прогнозе и политической практике. Особое значение имеет историко-психологический подход к изучению политических явлений в современной России. За годы реформ в нашей стране сформировался определенный тип политической культуры, который характеризуется широкой политизацией. Процесс формирования массового политического поведения определяется совокупностью исторических, политических и психологических факторов, и, соответственно, психологический анализ массовых политических явлений требует комплексного психологического, политологического и исторического подхода.
3. Очевидна польза, которая может возникнуть для проведения практических исследований не только в смежных научных областях (таких, как политическая психология, этническая и социальная психологии), но и в более "отдаленных" отраслях наук, например – в медицинской психологии.
4. Результаты историко-психологических исследований могут эффективно использоваться в качестве теоретической и методической базы кросс-культурных исследований.
Знание закономерностей формирования исторического своеобразия личности предоставляет интересные возможности для выявления и сравнения психологических особенностей людей, принадлежащих к различным культурам, для разработки адекватных психологических и социально-психологических методик оптимизации общения представителей разных культур и понимания их друг другом.
Список использованных источников:
1. Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика/ Ю.И.Левин. – М., 1998. – С. 489.
2. Майерс Д. Социальная психология / Майерс Д.. – СПб., 1997. – С. 40-45.
3. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания/ Е.В. Улыбина. – М.: Смысл, 2001. – С. 108.
4. Шкуратов В.А. Историческая психология / В.А. Шкуратов. – М.: Смысл, 1997. – С.15.
5. Боброва Е.Ю. Основы исторической психологии / Е.Ю.Боброва . – СПб . , 1997. – С. 5.
6. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов / А.Р.Лурия . – М., 1964. – С.48 .
7. Шаповаленко З.И. История психологии как специфическая область в структуре психологической науки [Электронный ресурс] / З.И. Шаповаленко // Сборник научных трудов. Серия "Гуманитарные науки" Северо-Кавказский государственный технический университет. Ставрополь. – 2001. – Вып . 6. – С. 78. – Режим доступа : http://science.ncstu.ru/articles/hs/06/psych