Наши конференции
В данной секции Вы можете ознакомиться с материалами наших конференций
II МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
II МНПК"Альянск наук: ученый ученому"
I Всеукраинская НПК"Образовательный процесс: взгляд изнутри"
II НПК"Социально-экономические реформы в контексте европейского выбора Украины"
III МНПК "Наука в информационном пространстве"
III МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
I МНПК "Качество экономического развития"
III МНПК "Альянс наук: ученый- ученому"
IV МНПК "Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины"
I МНПК "Проблемы формирования новой экономики ХХI века"
IV МНПК "Наука в информационном пространстве"
II МНПК "Проблемы формирования новой экономики ХХI века"
I НПК "Язык и межкультурная коммуникация"
V МНПК "Наука в информационном пространстве"
II МНПК "Качество экономического развития"
IV МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
ІІІ НПК "Образовательный процесс: взгляд изнутри"
VI МНПК "Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины"
МНПК «Проблемы формирования новой экономики ХХI века»
IV МНПК "Образовательный процесс: взгляд изнутри"
IV МНПК "Современные проблемы инновационного развития государства"
VI МНПК «Наука в информационном пространстве»
IV МНПК "Проблемы формирования новой экономики ХХI века"
II МНПК студентов, аспирантов и молодых ученых "ДЕНЬ НАУКИ"
VII МНРК "Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины"
VI МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
VII МНПК "Наука в информационном пространстве"
II МНК "Теоретические и прикладные вопросы филологии"
VII МНПК "АЛЬЯНС НАУК: ученый - ученому"
IV МНПК "КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: глобальные и локальные аспекты"
I МНПК «Финансовый механизм решения глобальных проблем: предотвращение экономических кризисов»
I Международная научно-практическая Интернет-конференция «Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности государства, бизнеса и образования в современных экономических условиях»(Полтава, 14?15 февраля 2013г.)
I Международная научно-практическая конференция «Лингвокогнитология и языковые структуры» (Днепропетровск, 14-15 февраля 2013г.)
Региональная научно-методическая конференция для студентов, аспирантов, молодых учёных «Язык и мир: современные тенденции преподавания иностранных языков в высшей школе» (Днепродзержинск, 20-21 февраля 2013г.)
IV Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации» (Днепропетровск, 15-16 марта 2013г.)
VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Альянс наук: ученый – ученому» (28–29 марта 2013г.)
Региональная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные исследования в сфере социально-экономических, технических и естественных наук и новейших технологий» (Днепропетровск, 4?5 апреля 2013г.)
V Международная научно-практическая конференция «Проблемы и пути совершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности» (Желтые Воды, 4?5 апреля 2013г.)
Всеукраинская научно-практическая конференция «Научно-методические подходы к преподаванию управленческих дисциплин в контексте требований рынка труда» (Днепропетровск, 11-12 апреля 2013г.)
VІ Всеукраинская научно-методическая конференция «Восточные славяне: история, язык, культура, перевод» (Днепродзержинск, 17-18 апреля 2013г.)
VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Спецпроект: анализ научных исследований» (30–31 мая 2013г.)
Всеукраинская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения» (Днепропетровск, 7–8 июня 2013г.)
V Международная научно-практическая Интернет-конференция «Качество экономического развития: глобальные и локальные аспекты» (17–18 июня 2013г.)
IX Международная научно-практическая конференция «Наука в информационном пространстве» (10–11 октября 2013г.)
К.филол.н . Кунгурова О.Г.
Костанайский государственный университет, Республика Казахстан
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НУЖНЫ ЛИ СЕГОДНЯ ФАКУЛЬТЕТЫ ЖУРНАЛИСТИКИ?
Помнится, в незабвенные советские времена «развитого социализма» показателем престижности той или иной профессии были вузовские наборы и конкурсы среди абитуриентов. Университетские журфаки можно было тогда по пальцам пересчитать, а если точнее – то на Казахстан и Россию их было всего-то четыре: в МГУ, ЛГУ, УрГУ и КазГУ . При конкурсе в 10 человек на место – стать профессиональным дипломированным журналистом значило почти что слетать в космос. Тогда было всем понятно, что журналист – это дисциплинированный пропагандист в СМИ социального заказа, вытекающего из партийных указаний. В первые годы перестройки эйфория безграничной свободы, похороны цензуры, доступ к океану запретной в прошлом информации, шумное смакование всяческих разоблачений сделали журналистику царицей гласности. На какое-то время журналистика стала профессией № 1, провоцируя размножение журфаков по всему постсоветскому пространству. Вот только теория уже не поспевала за практикой, журналистское образование – за реалиями социума. Так кстати поднявшийся тогда «железный занавес» несколько спас ситуацию , поскольку появилась возможность смело заглянуть за «бугор»: а вдруг что-то там и для нас найдется. Нашлось. Рекламное дело, маркетинговое мышление, ассортимент строгих формализованных жанровых форм, иная организация работы редакционных коллективов, информационные технологии...
А тут подоспело и подписание государствами постсоветского пространства легендарной Болонской конвенции, согласно которой привычное пятилетнее вузовское образование отменялось как анахронизм, его место занимало трехступенчатое, обозначенное как бакалавриат – магистратура – докторантура. Из этой триады только последнее было на слуху у нашего ученого люда, поскольку докторантуры существовали и в советские времена. Что же касается бакалавриата и магистратуры, то термины были притягательны своей западной звучностью, однако непонятны в плане соотношения с нашей реальной жизнью, а именно - на какой ступени образование становилось все-таки высшим. Чтобы стать бакалавром, теперь надо было учиться четыре года. В вузовских учебных планах специальности «Журналистика» стало гораздо меньше схоластики, больше места начали уделять чисто журналистским предметам, практике в редакциях, но зато выпало довольно много дисциплин общегуманитарной направленности – логика, психология, этика, эстетика, дисциплины филологического цикла. Вскоре в редакциях, которых в ситуации новой эпохи спешно расплодилось, как мух-дрозофил в летний зной, стали появляться «новые» специалисты с дипломами бакалавров и воинственной самоуверенностью вместо профессиональной журналистской подготовки. И вновь возникла очередная необходимость «взглянуть на запад».
Но что можно было там увидеть? В некоторых странах Европы (например, в Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Норвегии, Швеции) юридическое определение понятия "журналист" вообще отсутствует. В Германии - это "свободная профессия", не имеющая статуса и не требующая обязательного образования для занят ия ею (в отличие от, например, медицины, юриспруденции...) Англичане считают подготовку журналистов в вузе пустой тратой времени. Там при университетах существуют одно и двухгодичные курсы для тех, кто уже имеет образование. Основная репортерская масса учится непосредственно в редакциях, на работе. Во Франции сроки обучения журналистике тоже не превышают двух лет. В большинстве университетов Германии журналистика удостоена статуса "вспомогательного предмета". Если судить по американским источникам, журналисты - выпускники университетов США - в массовом порядке жалуются, что не знают основ современной технологии производства текстов, не получают достаточного практического опыта, не научены понимать суть государственной политики и правовых отношений в обществе... [1] Кстати такое осторожное и далеко не пиитетное отношение к профессии остается и по сей день, несмотря на то, что факультеты или отделения журналистики существуют во всех мало-мальски уважаемых вузах старого и нового света.
В сети Интернет о состоянии казахстанского журналистского образования можно найти любопытные материалы Г. Асанбаевой [2]. Основная посылка автора: журналистское образование в Казахстане – прежде всего бизнес. Подтверждением тому служат приведенные статистические данные стоимости одного года обучения студентов-журналистов в различных вузах страны. В качестве негативной специфики этого вида бизнеса названо несоответствие запросам медиа-индустрии , регулирование нерыночными механизмами. Удивляют и удручают приведенные автором факты результатов опроса работающих журналистов 13 городов страны: из 753 респондентов высшее журналистское образование имели 44,4% опрошенных, высшее непрофессиональное – 45,4%, среднее – 9 %, более одного высшего – 1,2%. А если учесть, что в рамках среднего специального образования в нашей стране специальности «Журналистика» нет, то получается, что сегодня в казахстанских медиа трудится далеко не одна рота просто бывших школьников. И подтверждением этому могут служить не только объявления о журналистских вакансиях с красноречивой фразой – «журналистское образование необязательно», но довольно многочисленные в печатных и особенно онлайновых источниках признания сегодняшних, работающих в различных медиаструктурах журналистов, для которых университетом стала практика работы в редакциях. В замечательно полезном отечественном сборнике «Практическая журналистика в Казахстане» откровенничает Арман Шураев - небезызвестный казахстанский журналист, он же - учитель русского языка и литературы, он же - юрист, он же - магистр экономики, он же - собкор телеканала КТК, он же - замгендиректора агентства «Хабар», он же - руководитель пресс-службы республиканского общественного штаба кандидата в президенты РК Н.А.Назарбаева: »На мой взгляд, вся система журналистского образования у нас поставлена с ног на голову. Если бы я был министром образования, то вообще закрыл бы все факультеты журналистики за их ненадобностью [3]. Думаю, что такие безапелляционные утверждения, да еще опубликованные в авторитетном издании, отнюдь не на пользу ни современному журналистскому образованию, ни той молодежи, которая решила связать свою судьбу с журналистикой.
О разрыве медиа-индустрии и современного образования в РК сейчас много пишут и говорят не только на столичном уровне. Еще больший голод в связи с отсутствием достойных профессиональных кадров испытывают региональные медиа-структуры . На недавней встрече главных редакторов костанайских СМИ с ректором и преподавателями кафедры журналистики и коммуникационного менеджмента Костанайского государственного университета кипели баррикадные страсти. Работодатели высказывали претензии вузу в связи со схоластичностью, низким уровнем подготовки выпускников к практической работе в редакциях, вузу, являющемуся, между прочим, основной кузницей журналистских кадров во всем северном регионе Казахстана. Преподаватели соглашались и тут же бумерангом отправляли претензии обратно: любая теория умозрительна без практики, но как базы практики для будущих журналистов редакции активностью не отличаются. Для многих студентов производственная журналистская практика становится лишь формальностью, зафиксированной в отчетах. Вспоминая недавнее советское прошлое журналистского образования, некоторые представители той добротной журналистской высшей школы, советуют возродить традиции ведения профессиональных спецкурсов практикующими авторитетными журналистами. С точки зрения повышения качества журналистского образования это, конечно же, было бы логично. Но как это осуществить в непосредственной сегодняшней реальности государственного вуза? Даже если кафедра журналистики располагает «свободными» учебными часами, согласившиеся их заполнить ведущие журналисты-практики будут удручены мизерными суммами оплаты, далеко не соответствующей уровню их преподавательского труда, минимальной, поскольку журналист-практик не имеет ни ученой степени, ни педагогического стажа работы.
И такая ситуация характерна не только для Казахстана. Как предполагает разрешить проблему разрыва между медиа-индустрией и высшим образованием та же Г.Асанбаева ? Предоставить возможность открытого обсуждения Госстандартов высшего образования с участием представителей и экспертизы медиа-индустрии ; создавать творческие мастерские при редакциях, курсы повышения квалификации и переподготовки кадров, развитие системы грантов, организацию специальных фондов поддержки прессы и творчески одаренных людей, заключать партнерские договоры между вузами и редакциями. Мало того, особо подчеркивается то, что студенты-журналисты, обучающиеся по университетской программе, должны получать квалификацию не только в журналистике, но также и в отдельной академической области. Как считает автор, внимание ко второй дисциплине расширит интеллектуальные возможности студентов и подготовит к специализации на более поздней стадии их карьеры. С точки зрения Г.Асанбаевой , качественное университетское образование в журналистике возможно при солидных финансовых инвестициях со стороны медиа-индустрии , при хорошо развитой системе медиа-грамотности (и информационной грамотности), при качественной подготовке вузовских преподавателей, наличии постоянного диалога между медиа-индустрией и институтом высшего образования. И с этим нельзя не согласиться. Только вот каждое из этих предложений требует реальных добротных проектов с детальной проработкой на разных уровнях. А имеем мы пока лишь умозрительные риторические импульсы желаемого.
Список использованных источников:
1. Пряхин М. О стратегии журналистского образования / М.Пряхин // Вестник РУДН. Сер. "Литературоведение. Журналистика". – 1996. – № 1.
2. Асанбаева Г. Как изменить университетскую подготовку журналистов. www . pressclub . kz
3. Шураев А. На личном опыте о телерепортерской судьбе / А. Шураев // В сб.: Практическая журналистика в Казахстане. - Алматы , 2008.