Наши конференции
В данной секции Вы можете ознакомиться с материалами наших конференций
II МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
II МНПК"Альянск наук: ученый ученому"
I Всеукраинская НПК"Образовательный процесс: взгляд изнутри"
II НПК"Социально-экономические реформы в контексте европейского выбора Украины"
III МНПК "Наука в информационном пространстве"
III МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
I МНПК "Качество экономического развития"
III МНПК "Альянс наук: ученый- ученому"
IV МНПК "Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины"
I МНПК "Проблемы формирования новой экономики ХХI века"
IV МНПК "Наука в информационном пространстве"
II МНПК "Проблемы формирования новой экономики ХХI века"
I НПК "Язык и межкультурная коммуникация"
V МНПК "Наука в информационном пространстве"
II МНПК "Качество экономического развития"
IV МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
ІІІ НПК "Образовательный процесс: взгляд изнутри"
VI МНПК "Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины"
МНПК «Проблемы формирования новой экономики ХХI века»
IV МНПК "Образовательный процесс: взгляд изнутри"
IV МНПК "Современные проблемы инновационного развития государства"
VI МНПК «Наука в информационном пространстве»
IV МНПК "Проблемы формирования новой экономики ХХI века"
II МНПК студентов, аспирантов и молодых ученых "ДЕНЬ НАУКИ"
VII МНРК "Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины"
VI МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
VII МНПК "Наука в информационном пространстве"
II МНК "Теоретические и прикладные вопросы филологии"
VII МНПК "АЛЬЯНС НАУК: ученый - ученому"
IV МНПК "КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: глобальные и локальные аспекты"
I МНПК «Финансовый механизм решения глобальных проблем: предотвращение экономических кризисов»
I Международная научно-практическая Интернет-конференция «Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности государства, бизнеса и образования в современных экономических условиях»(Полтава, 14?15 февраля 2013г.)
I Международная научно-практическая конференция «Лингвокогнитология и языковые структуры» (Днепропетровск, 14-15 февраля 2013г.)
Региональная научно-методическая конференция для студентов, аспирантов, молодых учёных «Язык и мир: современные тенденции преподавания иностранных языков в высшей школе» (Днепродзержинск, 20-21 февраля 2013г.)
IV Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации» (Днепропетровск, 15-16 марта 2013г.)
VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Альянс наук: ученый – ученому» (28–29 марта 2013г.)
Региональная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные исследования в сфере социально-экономических, технических и естественных наук и новейших технологий» (Днепропетровск, 4?5 апреля 2013г.)
V Международная научно-практическая конференция «Проблемы и пути совершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности» (Желтые Воды, 4?5 апреля 2013г.)
Всеукраинская научно-практическая конференция «Научно-методические подходы к преподаванию управленческих дисциплин в контексте требований рынка труда» (Днепропетровск, 11-12 апреля 2013г.)
VІ Всеукраинская научно-методическая конференция «Восточные славяне: история, язык, культура, перевод» (Днепродзержинск, 17-18 апреля 2013г.)
VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Спецпроект: анализ научных исследований» (30–31 мая 2013г.)
Всеукраинская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения» (Днепропетровск, 7–8 июня 2013г.)
V Международная научно-практическая Интернет-конференция «Качество экономического развития: глобальные и локальные аспекты» (17–18 июня 2013г.)
IX Международная научно-практическая конференция «Наука в информационном пространстве» (10–11 октября 2013г.)
Д.филос.н. Режабек Е.Я.
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
ПОЧЕМУ РОССИЯ НЕ ВПИСЫВАЕТСЯ В СТРАТЕГИЮ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБЩЕСТВА ЗНАНИЯ»
В XXI веке мировое сообщество выработало перспективную модель социально-исторического развития. Эта модель получила название «общество знания» [4].
Согласно предложенной модели в основе «общества знания» лежит возможность «находить, производить, обрабатывать, преобразовывать, распространять и использовать информацию с целью получения и применения необходимых для человеческого развития знаний». При этом теоретическое научное знание и общественный институт образования являются осью развития будущего общества. Наука является стержнем знания как осмысленной, проинтерпретированной и понятой человеком информации.
Согласно той же модели, знание рассматривается как фактор постоянно умножающегося богатства. Как только общество становится на путь современных технологических достижений, добавленная стоимость возникает во всё большей и большей степени из знаний, а не из дешевого труда, из знаниевых паттернов, а не из сырья. Основанные на знании технологии в наибольшей мере снижают капиталоёмкость производств. В противоположность земле или машинам, которые могут использоваться лишь одним производителем или определённым пользователем, знание доступно многим пользователям одновременно. А когда оно используется с умом, оно может порождать новое знание. В современном мире только знание создаёт потенциал и способность действовать. Будучи инструментом удовлетворения экономических потребностей, знание остаётся полноправной составляющей развития. Будучи средством успешного социально-экономического роста, знание, мышление и сознание являются образующими элементами особого достоинства человека.
По указанным соображениям мировое сообщество пришло к выводу от приоритетной поддержки науки, научных исследований, осуществляемых государством, зависит успех общественных преобразований, само процветание страны и его населения.
Государственная политика СССР целиком отвечала этому императиву. Если взять конец 50-х начало 60-ых годов прошлого века, то СССР занимал в десятке самых развитых государств мира 4-е место по расходам на науку. Это были годы запуска искусственного спутника Земли, годы успехов нашей космонавтики. Ядерно-ракетный щит надёжно защищал политический суверенитет страны. И в последующие годы, вплоть до 1991 года Советский Союз по расходам на науку входил в первую десятку мировых государств.
По объёму ВВП (по паритету покупательной способности) в ценах 1995 года на конец 1985 года Россия занимала третье место в мире после США и Японии.
В результате социально-экономического кризиса в России 1990-1998(99) годов вся эта система рухнула. Доля расходов на НИОКР снизилась с 3% до 1% ВВП .
В 2000 году расходы на науку в России выглядели следующим образом: в этом году Россия тратила на науку в 5 раз меньше чем Германия и в 25 раз меньше чем США. Показатель затрат на НИОКР в расчёте на душу населения в России составлял 71,2 долл., в то время как в США – 969,3 долл., в Японии – 773,9 долл., в Швеции 887,9 долл., во Франции 514,8 долл. И в Германии 643,0 долл. [5].
В последующие годы, широкомасштабный анализ социально-экономической ситуации в России предпринял академик А.Г. Агангебян [1].
В 2006 году ВВП на душу населения в России составило 11000 долл. Против 15000-20000 в Греции, 20000-30000 долл. в Германии, Англии, Франции, Испании и 30000-40000 долл. в США и Японии.
За время десятилетнего экономического кризиса объёмы капиталовложений в основные фонды в России сократились в пять раз. В России новое оборудование, новые технологии по большинству отраслей купить нельзя – они не производятся. Эту ситуацию А.Г. Агангебян оценивает следующим образом «Создание особых зон технопарков, нанотехнологий и биотехнологий – это очень важно. Но это маленькие ручейки, а нам нужна река. Река, которая смоет старое оборудование и «принесет» вместо него новое оборудование, новые технологии с совершенно другим уровнем производительности».
По мировым стандартам, к высоким относят только те технологии и продукты, в издержках производства, конструировании и проектирования которых от 15 до 50% и более всех расходов затрачивается на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Недофинансирование научных исследований приводит к крайне низкой оплате труда вузовских работников, в обязанность которым вменяется участие в НИОКР.
Автор данного обзора проживает в Ростовской области. Прожиточный минимум для трудоспособного населения в городе Ростове-на-Дону определён в размере 5797 рублей в месяц.
Преподаватель университета без учёной степени располагает должностным окладом в 5000 рублей. Доценту с учёной степенью кандидата наук начисляют заработную плату в размере 9500 рублей. Профессору, доктору наук начисляют заработную плату в 17500 рублей.
В то же время у нас в Ростове дворник получает 8000 рублей. Уборщица в офисе 9000 рублей. Продавщица овощного ларька получает не менее 10 000 рублей в месяц. У водителя трамвая заработная плата 18 000 рублей.
Неужели квалификация профессора, доктора наук ниже квалификации водителя трамвая?
По существу квалифицированный труд в нашей стране оплачивается на уровне или ниже оплаты неквалифицированного труда. Это серьёзный перекос в системе трудовых отношений. Стоимость любого продукта определяется вложением в него умственных и физических способностей человека-производителя. Почему же у нас в стране труд реставратора мировых художественных полотен и труд уборщицы оплачивается одинаково – 10 000 рублей в месяц? При обесценивании умственного труда реальные отношения переворачиваются с ног на голову. Чтобы стать профессиональным реставратором нужно долго-долго учиться. А чтобы стать уборщицей никакого профессионального образования не требуется.
Научные кадры не хотят трудиться за нищенскую зарплату.
За последние 18 лет из России эмигрировало более 3 000 000 учёных. Неудивительно, что 65% молодых Российских учёных хотят уехать работать за рубеж, а ещё 11% склоняются к такому же решению. Средний возраст профессоров вузов составляет 57 лет.
По заключению экспертов до 40% ВВП развитые страны получают в результате эффективной системы образования. Так, если в США в 1955 году вклад образовательной сферы в ВВП составил 25%, то в 1980 г. более 60%, в 2007 году более 70%.
Зарубежные вузы предоставляют сотрудникам оптимальные средства и условия для работы.
Так, США тратят свыше 238 000 долларов на одного научного работника. По свидетельству А. Аганбегяна, какой-то сотый по значимости университет США – Мерилэндский университет колледж-парк имеет 137 зданий и годовой бюджет миллиард долларов [2].
При наших ассигнованиях на науку, чтобы приблизиться к достигнутому в США уровню финансированию науки нам потребует не менее 150 лет.
В бюджете Российской Федерации на 2011 год предусмотрено увеличение финансирования в соответствии с инфляцией, а именно увеличение расходов на науку федерального бюджета на 9%. При этом в проекте бюджета на 2012-2013 годы предусмотрено сокращение фондов поддержки науки РФФИ, РГНФ и фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Это несмотря на заявление 2200 российских учёных, утверждавших в своём обращении к президенту, что РФФИ, РГНФ – очень эффективные инструменты поддержки научных исследований и должны поддерживаться в первую очередь.
Мы хотим создать инновационную экономику. Но инновация – это материализованное знание, продукт сплава науки, образования и технологии. А инновационные отрасли – наиболее наукоёмкие и высокотехнологичные отрасли, где трудятся наиболее образованные и квалифицированные работники.
Ещё в 2001 году Ф. Зиятдинова предупреждала: Россия становится малограмотной страной. «Реформы» в образовании делают Российскую Федерацию неконкурентоспособной в XXI веке [3].
Действительно, по данным ВЦИОМ, 50 миллионов россиян верят, что Солнце вращается вокруг Земли. Иначе говоря 50 миллионов россиян ничего не знают об открытии Николая Коперника от 1515 года. И как с таким уровнем научных знаний значительной части населения России строить инновационную экономику?
При ранжировании 143 стран мира оказывается, что инвестиционный климат в России по благоприятности занимает 97 строчку мирового рейтинга. Это закономерно.
Инвестору выгоднее вкладывать средства в предприятия, на котором будут трудиться высококвалифицированные работники. Неквалифицированные работники никому не нужны. Если государство не в состоянии подготовить высококвалифицированного работника, то потенциальному инвестору неоправданные дополнительные расходы совершенно не нужны. Инвестор уйдёт на территорию с хорошо подготовленной рабочей силой.
В XXI веке экономический прорыв ряда азиатских стран стал вызовом для стран ЕЭС. В марте 2000 года европейские страны с целью ликвидации отставания по инновационной активности от некоторых азиатских стран приняли в Лиссабоне долгосрочный план создания конкурентоспособной экономики. Согласно этому плану Совет Европы запланировал увеличение к 2010 году доли затрат на ИР (исследования и разработки) в странах ЕС с 1,9 до 3% ВВП.
Промышленно развитые страны пришли к выводу, что политика в области науки и технологии играет важнейшую роль в стратегии экономического и промышленного развития. В XXI веке основной движущей силой всех экономических, технологических и социальных перемен стала наука.
Именно этот вывод положили в основу стратегии своего социального развития крупные развивающиеся страны: такие как Китай, Индия, Бразилия. Так темпы экономического роста за период 1994-2009 годы составляли в Китае – 10,1% в год, в Индии – 6,8% в год, а в России только 2,1% в год. По прогнозу академика А.Г. Агенгебяна Россия может войти в число промышленно развитых стран через 20 лет при условии ежегодного прироста экономики не менее чем на 6%.
Результаты недофинансирования науки и образования в России выглядят следующим образом.
В Отчёте по глобальной конкурентоспособности за 2009-2010 годы Всемирный банк указал: в иерархии из 143 государств Россия занимает 95 место по конкурентоспособности компаний, 108 место по эффективности рынка товаров и услуг, 114 место по развитию общественных институтов (куда входит наука и образование) [6].
По криминализации и уровню безопасности жизни Россия стоит на 136 месте из 143 стран мира [7].
Всё изложенное позволяет заключить – девальвация умственного труда в России, недофинансирование науки и образования обрекают страну на нищету и невежество, заводят население в социальный тупик.
Список использованных источников:
1. Агангебян А.Г. Социально-экономическое развитие России / А.Г. Агангебян // Наука в Сибири. – 2007.
2. Агангебян А. Экономика России на распутье / А. Агангебян // Выбор посткризисного пространства. – М., 2010. – С. 271.
3. Независимая газета. – 2001. – № 79.
4. К обществу знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО. – Париж, 2005.
5. Ленчук Е.Б. Реформирование Российской науки в условиях перехода к экономике инновационного типа / Е.Б. Ленчук // Наука в России: современное состояние и стратегия возрождения. – М., 2004. – С. 9.
6. Материалы II Международного научного конгресса «Глобалистика – 2011. Пути к стратегической стабильности и проблема глобального управления». – М.: МГУ, 2011. – Т.2. – С. 209.
7. Электронный ресурс. – Режим доступа: http :// www . htfi . org /? p =274