Наши конференции
В данной секции Вы можете ознакомиться с материалами наших конференций
II МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
II МНПК"Альянск наук: ученый ученому"
I Всеукраинская НПК"Образовательный процесс: взгляд изнутри"
II НПК"Социально-экономические реформы в контексте европейского выбора Украины"
III МНПК "Наука в информационном пространстве"
III МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
I МНПК "Качество экономического развития"
III МНПК "Альянс наук: ученый- ученому"
IV МНПК "Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины"
I МНПК "Проблемы формирования новой экономики ХХI века"
IV МНПК "Наука в информационном пространстве"
II МНПК "Проблемы формирования новой экономики ХХI века"
I НПК "Язык и межкультурная коммуникация"
V МНПК "Наука в информационном пространстве"
II МНПК "Качество экономического развития"
IV МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
ІІІ НПК "Образовательный процесс: взгляд изнутри"
VI МНПК "Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины"
МНПК «Проблемы формирования новой экономики ХХI века»
IV МНПК "Образовательный процесс: взгляд изнутри"
IV МНПК "Современные проблемы инновационного развития государства"
VI МНПК «Наука в информационном пространстве»
IV МНПК "Проблемы формирования новой экономики ХХI века"
II МНПК студентов, аспирантов и молодых ученых "ДЕНЬ НАУКИ"
VII МНРК "Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины"
VI МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
VII МНПК "Наука в информационном пространстве"
II МНК "Теоретические и прикладные вопросы филологии"
VII МНПК "АЛЬЯНС НАУК: ученый - ученому"
IV МНПК "КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: глобальные и локальные аспекты"
I МНПК «Финансовый механизм решения глобальных проблем: предотвращение экономических кризисов»
I Международная научно-практическая Интернет-конференция «Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности государства, бизнеса и образования в современных экономических условиях»(Полтава, 14?15 февраля 2013г.)
I Международная научно-практическая конференция «Лингвокогнитология и языковые структуры» (Днепропетровск, 14-15 февраля 2013г.)
Региональная научно-методическая конференция для студентов, аспирантов, молодых учёных «Язык и мир: современные тенденции преподавания иностранных языков в высшей школе» (Днепродзержинск, 20-21 февраля 2013г.)
IV Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации» (Днепропетровск, 15-16 марта 2013г.)
VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Альянс наук: ученый – ученому» (28–29 марта 2013г.)
Региональная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные исследования в сфере социально-экономических, технических и естественных наук и новейших технологий» (Днепропетровск, 4?5 апреля 2013г.)
V Международная научно-практическая конференция «Проблемы и пути совершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности» (Желтые Воды, 4?5 апреля 2013г.)
Всеукраинская научно-практическая конференция «Научно-методические подходы к преподаванию управленческих дисциплин в контексте требований рынка труда» (Днепропетровск, 11-12 апреля 2013г.)
VІ Всеукраинская научно-методическая конференция «Восточные славяне: история, язык, культура, перевод» (Днепродзержинск, 17-18 апреля 2013г.)
VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Спецпроект: анализ научных исследований» (30–31 мая 2013г.)
Всеукраинская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения» (Днепропетровск, 7–8 июня 2013г.)
V Международная научно-практическая Интернет-конференция «Качество экономического развития: глобальные и локальные аспекты» (17–18 июня 2013г.)
IX Международная научно-практическая конференция «Наука в информационном пространстве» (10–11 октября 2013г.)
Д.т.н. Чеботарев Е.А., к.п.н. Шнейдер Е.М.
Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, Российская Федерация
АНАЛИЗ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СТАЛЕЙ
В ХИМИЧЕСКОМ МАШИНОСТРОЕНИИ
Основу сложившихся на практике требований к конструкционным материалам в химическом машиностроении [1] является обеспечение работы химического оборудования в специфических условиях, характеризуемых диапазоном давлений от глубокого разрежения (вакуума) до избыточного (250 МПа и выше), большим интервалом рабочих температур (от минус 254 до 1000 °С и выше) при агрессивном воздействии обрабатываемой среды.
При выборе материалов для аппаратов, работающих под давлением при низких и высоких температурах, необходимо также учитывать, что механические свойства материалов существенно изменяются в зависимости от температуры в которой детали машин и аппаратов находятся достаточно длительное время.
Проведенный анализ рекомендаций по использованию тех или иных металлов и сплавов в условиях пониженных температур показал, что для работы при низких температурах следует выбирать металлы, у которых порог хладноломкости меньше заданной рабочей температуры. Причем рекомендации охватывают очень широкий диапазон низких температур от минус 40 до минус 253 о С. Это усложняет из использование на практике. Предлагается весь диапазон температур от нуля до минус 250 о С разбить на три группы: от нуля до минус 50 о С – умеренно низкие; ниже минус 50 до минус 100 о С – низкие и ниже минус 100 о С – особо низкие.
При рабочих температурах до минус 50 °С (по некоторым источникам до минус 40 о С), т.е. в диапазоне умеренно низких температур может использоваться оборудование, изготовленных из углеродистой стали обыкновенного качества и из серого или ковкого чугуна, т.е. из материалов, имеющих ударную вязкость КСU< 20 Дж/см 2 при указанной температуре. Но при этом следует учитывать, что при выборе металла для работы при низких температурах следует исходить не только из его ударной вязкости, но и учитывать величину и характер приложенной нагрузки (статический, динамический, пульсирующий), наличие и характер концентраторов напряжений и чувствительность металла к надрезам, начальные напряжения в конструкции, способ охлаждения металла (хладоносителем или окружающей средой). Так для оборудования, подверженного ударным или пульсирующим нагрузкам и предназначенного для работы при низких температурах, следует применять металлы и сплавы с ударной вязкостью KCU > 30 Дж/см 2 . Для деталей, имеющих концентраторы напряжений (болтов, шпилек), рекомендуются материалы, у которых при рабочей температуре ударная вязкость KCU > 40 Дж/см 2 [2].
Как известно, при высокой температуре наблюдается значительное снижение основных показателей, характеризующих прочностные свойства металлов и сплавов в сторону их снижения.
С увеличением времени пребывания металла под нагрузкой характеристики прочности уменьшаются тем значительнее, чем выше температура эксплуатации оборудования. Зависимость эта, как правило, носит линейный характер, а потому целесообразно использовать температурный поправочный коэффициент и оговаривать минимальное время пребывания нагруженной детали при высокой температуре.
В этой связи в большинстве случаев для аппаратуры, предназначенной для работы при высоких температурах, применяют жаропрочные стали специальных марок, характеризуемые достаточной механической прочностью и стабильностью структуры. Наряду с жаропрочностью металлы должны обладать жаростойкостью.
В процессе окалинообразования рабочее сечение металла детали уменьшается, что приводит к повышению рабочего напряжения и ухудшению условий безопасной эксплуатации оборудования.
Анализ рекомендаций по применению металлов и сплавов в зависимости от диапазона высоких температур показывает некоторую их неконкретность. Поэтому диапазон высоких температур предлагается разбить на группы: от нуля до 100 о С – умеренно высокие; выше 100 о С до 500 о С – высокие и свыше 500 о С – особо высокие, а рекомендации формировать соответственно этим диапазонам.
Коррозионная стойкость стали оценивается десятибалльной шкалой, в которой 1 балл соответствует совершенно стойким сталям, а 10 – нестойким [2]. Но шкала эта носит относительный характер в зависимости от вида воздействующей среды и температуры.
Так используемая в химическом машиностроении сталь 08Х18Н10Т имеет 1 балл в 5%-ной уксусной кислоте при температуре 20 о С (совершенно стойкая), а в этой же концентрированной при температуре кипения соответствует уже 7 баллам, т.е. имеет сравнительно низкую коррозионную стойкость.
Учитывая, что коррозии обычно подвержена лишь внутренняя поверхность аппаратов, для обеспечения целесообразного срока службы аппарата достаточен слой коррозионно-стойкого металла толщиной в несколько миллиметров. Таким образом, представляется целесообразным изготовлять аппаратуру для активных коррозионных сред из двухслойного проката, облицовочный слой которого может быть выполнен из требуемого коррозионно-стойкого металла или сплава.
Например, вместо монолитной толстолистовой стали марок 12Х18Н10Т или 10Х17Н13М2Т целесообразно применять двухслойную листовую сталь 16ГС+12Х18Н10Т или СтЗсп+10Х17Н13М2Т [2].
Список использованных источников:
1. Поникаров И.И. Машины и аппараты химических производств и нефтегазопереработки / И.И.Поникаров, М.Г.Гайнуллин. – М.: Альфа-М., 2006. – 608 с.
2. Генералов М.Б. Машиностроение. Энциклопедия. Машины и аппараты химических и нефтехимических производств. Том IV -12 / М.Б.Генералов, В.П.Александров, В.В.Алексеев и др.; под общ. ред. М.Б. Генералова. – М.: Машиностроение, 2004. – 832 с.