Наши конференции
В данной секции Вы можете ознакомиться с материалами наших конференций
II МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
II МНПК"Альянск наук: ученый ученому"
I Всеукраинская НПК"Образовательный процесс: взгляд изнутри"
II НПК"Социально-экономические реформы в контексте европейского выбора Украины"
III МНПК "Наука в информационном пространстве"
III МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
I МНПК "Качество экономического развития"
III МНПК "Альянс наук: ученый- ученому"
IV МНПК "Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины"
I МНПК "Проблемы формирования новой экономики ХХI века"
IV МНПК "Наука в информационном пространстве"
II МНПК "Проблемы формирования новой экономики ХХI века"
I НПК "Язык и межкультурная коммуникация"
V МНПК "Наука в информационном пространстве"
II МНПК "Качество экономического развития"
IV МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
ІІІ НПК "Образовательный процесс: взгляд изнутри"
VI МНПК "Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины"
МНПК «Проблемы формирования новой экономики ХХI века»
IV МНПК "Образовательный процесс: взгляд изнутри"
IV МНПК "Современные проблемы инновационного развития государства"
VI МНПК «Наука в информационном пространстве»
IV МНПК "Проблемы формирования новой экономики ХХI века"
II МНПК студентов, аспирантов и молодых ученых "ДЕНЬ НАУКИ"
VII МНРК "Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины"
VI МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
VII МНПК "Наука в информационном пространстве"
II МНК "Теоретические и прикладные вопросы филологии"
VII МНПК "АЛЬЯНС НАУК: ученый - ученому"
IV МНПК "КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: глобальные и локальные аспекты"
I МНПК «Финансовый механизм решения глобальных проблем: предотвращение экономических кризисов»
I Международная научно-практическая Интернет-конференция «Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности государства, бизнеса и образования в современных экономических условиях»(Полтава, 14?15 февраля 2013г.)
I Международная научно-практическая конференция «Лингвокогнитология и языковые структуры» (Днепропетровск, 14-15 февраля 2013г.)
Региональная научно-методическая конференция для студентов, аспирантов, молодых учёных «Язык и мир: современные тенденции преподавания иностранных языков в высшей школе» (Днепродзержинск, 20-21 февраля 2013г.)
IV Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации» (Днепропетровск, 15-16 марта 2013г.)
VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Альянс наук: ученый – ученому» (28–29 марта 2013г.)
Региональная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные исследования в сфере социально-экономических, технических и естественных наук и новейших технологий» (Днепропетровск, 4?5 апреля 2013г.)
V Международная научно-практическая конференция «Проблемы и пути совершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности» (Желтые Воды, 4?5 апреля 2013г.)
Всеукраинская научно-практическая конференция «Научно-методические подходы к преподаванию управленческих дисциплин в контексте требований рынка труда» (Днепропетровск, 11-12 апреля 2013г.)
VІ Всеукраинская научно-методическая конференция «Восточные славяне: история, язык, культура, перевод» (Днепродзержинск, 17-18 апреля 2013г.)
VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Спецпроект: анализ научных исследований» (30–31 мая 2013г.)
Всеукраинская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения» (Днепропетровск, 7–8 июня 2013г.)
V Международная научно-практическая Интернет-конференция «Качество экономического развития: глобальные и локальные аспекты» (17–18 июня 2013г.)
IX Международная научно-практическая конференция «Наука в информационном пространстве» (10–11 октября 2013г.)
СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ И А.С. ПУШКИН
О.В. Пуреховская
В современном литературоведении много работ, посвященных связям творчества классических авторов разных периодов истории отечественной литературы с творческим наследием А.С. Пушкина.
Поэтому заявленная тема представляется актуальной, учитывая отсутствие её комплексной разработанности.
В связи с этим следует назвать исследователей А.Д. Калинина, А.Н. Робинсона, в работах которых было акцентировано внимание на интересе А.С. Пушкина к личности полоцкого иеромонаха Симеона.
Творческая биография древнерусского писателя 2-й половины XVII в. Симеона Полоцкого, внесшего вклад в историю мировой и славянской литератур, связана с украинским, русским и белорусским культурными контекстами, что свидетельствует о необходимости обращения к фигуре этого писателя и восполнения существующих пробелов в его биографии.
Обозначенная проблема может быть рассмотрена с некоторыми оговорками. Однако определенные сведения позволяют установить нижеследующие «встречи» полоцкого иеромонаха Симеона и А.С. Пушкина.
Во-первых, задумав создать «Историю Петра Великого», А.С. Пушкин проявил интерес ко всему таинственному, связанному с рождением Петра, и сделал тщательные изыскания. Именно в высших слоях российского общества XIX в. слава Симеона, предрекшего рождение будущего преобразователя России, была громкой . И, как замечает А.Н. Робинсон, «эхо её [этой славы – О.П .] дошло даже до Пушкина» [6, с.177].
По словам И.И. Голикова, рукопись, содержавшая рассказ "О зачатии и о рождении Великого Государя Императора Петра Первого самодержца Всероссийского и о прочем", была популярна в России с XVIII столетия, её автором считался Симеон Полоцкий и, по преданию, она была найдена после его смерти в его бумагах, а также среди сочинений св. Димитрия Ростовского.
Симеон нарек еще не родившегося царевича Петром, предсказав: «… подобных ему в монархах не будет; и всех бывших в России славою и делами превзойдет … и победоносец чудный имать быти … и страх его будет на многих … Аще в первом получасе родится … царевич, век его будет около пятидесяти лет, аще во втором получасе, век его около семидесяти лет. И в самый тот разговор родился государь царевич Петр …» [6, с.177] .
Симеона Полоцкого часто обвиняли в занятиях астрологией и алхимией, но он в этом вопросе следовал традициям святоотеческого богословия, прислушивался, очевидно, к мнению Иоанна Дамаскина, который, критически относясь к астрологии, признавал влияние светил на жизнь людей как проявление божественной воли, создающей для этого особые светила.
Миросозерцание русского общества XV – XVII формировалось под влиянием доверия к астрологии: в это время были распространены рукописные сочинения «Астрология», «Лунник», « Луцидариус », «Альманах» и другие, и, конечно, филолог-энциклопедист Симеон был знаком с этими произведениями.
Основываясь на документах и доверяя их содержанию, А.С. Пушкин записал (и это было одним из немногих свидетельств Пушкина о Симеоне): «Иеромонах Симеон Полоцкий и иеромонах же Димитрий (впоследствии святой ростовский митрополит) занимались при дворе Алексея Михайловича астрологическими наблюдениями и предсказаниями. Первый из них прорек за девять месяцев до рождения Петра славные его деяния и письменно утвердил, что по явившейся близъ Марса пресветлой звезде он ясно видел и как бы в книге читал, что заченшийся в утробе царицы Натальи Кирилловны сын его (царя) назовется Петром, что наследует престол его и будет таким героем, что в славе с ним из современников сравниться не может и проч.» [6, с.182].
Составленный гороскоп Симеон представил поэтически в жанре генетлиаконик - астрологического восхваления новорождённых и их родителей – Стихи, преподнесенные Алексею Михайловичу в день крещения Петра, 29 июня 1672 г . [4, с. 398]. Уместно полностью опубликовать это первое в России поэтическое описание гороскопа.
Во-вторых, масон А.С. Пушкин (см. работы В.И. Сахарова) не мог не обратить внимания на Симеона, которого долгое время величали розенкрейцером за его (по распространенному мнению) причастность к иезуитскому ордену базилиан и стремление к Просвещению. Хотя последнее носило характер, скорее, просвещенности, ибо иеромонах Симеон Полоцкий не отвергал древнерусское мироощущение, а налагал на него новое мировидение, достигая накопления интеллектуального потенциала и научных знаний.
В-третьих, как отмечает А.Д. Калинин, рифмотворные псалмы Симеона привлекали внимание писателей как XVIII столетия А.Д. Кантемира, Г.Р. Державина, И.А. Крылова, так и XIX - декабристов, А.С. Пушкина, Т.Г. Шевченко и других не только своей поэтичностью, но и заложенными в них элементами гражданской лирики. А.С. Пушкин, например, восторженно отзывался о переводе псалмов, выполненном Симеоном Полоцким: «Они останутся вечными памятниками русской словесности, по ним долго еще должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему» [2, с. 108].
В-четвертых, если Симеон привнес в славянскую культурную систему особый вариант барокко – русское барокко , переосмыслив базовые положения барокко западноевропейского, то Пушкин, например, в «Маленьких трагедиях» использует поэтику западноевропейского барокко. Трагедия «Каменный гость» возникает на пересечении трех стилей — барокко, классицизма и романтизма, являясь при этом образцом художественного диалога литературы и музыки. «Опыт Пушкина позволяет достаточно серьезно поставить проблему барокко и романтизма, причем в сфере синтеза искусств, так интересовавшей романтическую эстетику» [1, с. 140].
И, наконец, следует упомянуть об отношении обоих авторов к красноречию. Как известно, произведения Симеона были написаны в риторических формах с использованием стандартного набора барочных средств. Р. Лахманн говорит о демонтаже риторического в творческой манере А.С. Пушкина. В процессе формирования поэтики реализма приходилось отталкиваться от сентиментализма как от отрицательного стилистического фона, поэтому понятие красноречие «цитируется как характеристика карамзинизма и снабжается отрицательной оценкой … П од красноречием подразумевается вышедший из доверия эзотерический стиль, выражающийся в приятности (приятном звучании и выборе приятных слов), имеется в виду последовательная поэтизация действительности у Карамзина, которая становится искусственной по причине острот и хитроумного изображения чувств» [ 3, с. 241]. Для Пушкина классическими критериями идеала естественности становятся точность, краткость и благородная простота. «Данные понятия подразумевают отказ от любой формы перифразирования , от пустого метафоризма , приятной лексики и ничего не говорящего благозвучия» [3, с. 241].
Интерпретация понятия «красноречие» в контексте творческих систем координат Симеона Полоцкого и А.С. Пушкина указывает на диалог риторической и поэтической сфер. При этом следует учитывать, что в творческой манере Симеона риторическое и поэтическое сосуществуют – это взаимодополняемые понятия, Пушкин же разграничивает и противопоставляет их друг другу, подчеркивая, что поэтическое – это «естественное» и «подлинное».
Литература :
1. Забабурова Н.В. Трагедия Пушкина «Каменный гость» в культурно-эстетическом контексте европейского XVII века // Барокко и классицизм в истории мировой культуры: Материалы Международной научной конференции. Серия « Symposium ». Выпуск XVII . - СПб .: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 136 – 140.
2. Цит.по: Калинин А.Д. Просветительно – педагогическая деятельность Симеона Полоцкого // Советская педагогика. – 1971. - № 7. – С. 99 – 108.
3. Лахманн Р. Демонтаж красноречия. Риторическая традиция и понятие поэтического . – СПб.: «Академический проект», 2001. – 368 с .
4. Леонид, архимандрит. К биографии Симеона Полоцкого // Древняя и Новая Россия. – 1876. – № 4. - С. 398.
5. Пушкин А.С. История Петра // А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений.– М.: Издательство АН СССР, 1938. - Т. X . – С. 3 – 232.
6. Цит. по: Робинсон А.Н. Симеон Полоцкий – астролог // Проблемы изучения культурного наследия: [Сб. ст., посвящ . 75-летию Д. С. Лихачева]. – М.: Наука, 1985. – С. 177 – 184.