Наши конференции

В данной секции Вы можете ознакомиться с материалами наших конференций

VII МНПК "АЛЬЯНС НАУК: ученый - ученому"

IV МНПК "КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: глобальные и локальные аспекты"

IV МНПК "Проблемы и пути совершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности"

I МНПК «Финансовый механизм решения глобальных проблем: предотвращение экономических кризисов»

VII НПК "Спецпроект: анализ научных исследований"

III МНПК молодых ученых и студентов "Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации"(17-18 февраля 2012г.)

Региональный научный семинар "Бизнес-планы проектов инвестиционного развития Днепропетровщины в ходе подготовки Евро-2012" (17 апреля 2012г.)

II Всеукраинская НПК "Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения" (6-7 апреля 2012г.)

МС НПК "Инновационное развитие государства: проблемы и перспективы глазам молодых ученых" (5-6 апреля 2012г.)

I Международная научно-практическая Интернет-конференция «Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности государства, бизнеса и образования в современных экономических условиях»(Полтава, 14?15 февраля 2013г.)

I Международная научно-практическая конференция «Лингвокогнитология и языковые структуры» (Днепропетровск, 14-15 февраля 2013г.)

Региональная научно-методическая конференция для студентов, аспирантов, молодых учёных «Язык и мир: современные тенденции преподавания иностранных языков в высшей школе» (Днепродзержинск, 20-21 февраля 2013г.)

IV Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации» (Днепропетровск, 15-16 марта 2013г.)

VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Альянс наук: ученый – ученому» (28–29 марта 2013г.)

Региональная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные исследования в сфере социально-экономических, технических и естественных наук и новейших технологий» (Днепропетровск, 4?5 апреля 2013г.)

V Международная научно-практическая конференция «Проблемы и пути совершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности» (Желтые Воды, 4?5 апреля 2013г.)

Всеукраинская научно-практическая конференция «Научно-методические подходы к преподаванию управленческих дисциплин в контексте требований рынка труда» (Днепропетровск, 11-12 апреля 2013г.)

VІ Всеукраинская научно-методическая конференция «Восточные славяне: история, язык, культура, перевод» (Днепродзержинск, 17-18 апреля 2013г.)

VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Спецпроект: анализ научных исследований» (30–31 мая 2013г.)

Всеукраинская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения» (Днепропетровск, 7–8 июня 2013г.)

V Международная научно-практическая Интернет-конференция «Качество экономического развития: глобальные и локальные аспекты» (17–18 июня 2013г.)

IX Международная научно-практическая конференция «Наука в информационном пространстве» (10–11 октября 2013г.)

Вторая научно-практическая конференция "АЛЬЯНС НАУК: ученый ученому" (3-7 октября 2005 г.)

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

И.С. Бессарабова

 

В настоящей статье актуализируется проблема осуществления образования в контексте культуры. Рассматриваются такие понятия, как педагогическая культура учителя, гуманизация и гуманитаризация образования, культурологическая подготовка учителя. Статья содержит анализ некоторых подходов современных отечественных авторов к решению данной проблемы.

Усиление внимания к проблемам взаимосвязи образования и культуры обусловлено действием ряда объективных факторов, определивших необходимость научных поисков и разработок в данной области. Основными среди них являются: расширение связей между государствами, глубокое осмысление феномена культуры как явления, пронизывающего все сферы социального бытия, становление гуманистической парадигмы в качестве доминанты социокультурного процесса, усиление интегративных процессов в науке. Основной целью современного образования выступает подготовка не просто высокопрофессионального специалиста в той или иной области, а «человека культуры», способного и готового к мирному сосуществованию в обществе культурного и национального плюрализма, основанном на гуманистических демократических ценностях, общению и сотрудничеству с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий и культур.

Все это обосновывает значимость проблемы интеграции образования и культуры, которая не ограничивается рамками определенной предметной области и носит междисциплинарный характер. Исследуемая проблема, следовательно, требует интегративного подхода, системных представлений о человеке как субъекте культуры, о творческой сущности личности, механизмах и условиях овладения культурой. Она предполагает обращение к трудам по философии, культурологии , педагогике, философии образования, педагогической культурологии , психологии.

Как свидетельствует анализ научной литературы, философское представление проблемы образования как одной из составляющей культуры отражено в трудах А.П.Валицкой , Г.С.Батищева, Л.П.Буевой , О.С.Долженко , И.А.Ильина, Н.С.Розова и др. Вопросы воспитания с позиций культуры освещаются в трудах, Е.В.Бондаревской , Н.Б.Крыловой, Б.Т.Лихачева, Н.Е.Щурковой и др.

В области влияния культуры на становление личности, взаимодействия личности и культуры, зависимости психических свойств индивида от его социокультурного окружения можно выделить труды классиков психологической науки: Л.С.Выготского , А.Р.Лурии , С.Л.Рубинштейна и др.

Усиление культурного статуса образования диктует необходимость в педагогических кадрах, способных реализовать культурную направленность образования. В настоящее время назрела потребность в гуманистическом типе педагога, выступающем посредником между ребенком и культурой. В этой связи осуществлен ряд фундаментальных исследований феномена педагогической культуры учителя ( Е.В.Бондаревская , Т.В.Иванова, И.Ф.Исаев, В.А.Сластенин и др.). В исследованиях указанных авторов профессионально-педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры учителя, которая проявляется в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности.

Сущность культурологического подхода в образовании обусловлена процессами гуманизации и гуманитаризации . Данная проблема нашла отражение в работах таких ученых, как Е.В. Бондаревская , Б.С.Гершунский , В.И.Данильчук , И.Ф.Исаев, М.С.Каган, Б.Т.Лихачев, Ю.В.Сенько , Н.К.Сергеев, В.В.Сериков и др. Гуманитарная парадигма образования, по мнению исследователей, ориентирована на становление человека в культуре, на раскрытие истинного и глубинного в нем. Иными словами, учащийся получает образование для того, чтобы стать соучастником культурного процесса, вести диалог с культурой, быть не только потребителем культуры, но и ее носителем, и творцом.

Сегодня, как показывает практика, школа стремится «утвердить свои гуманитарные ориентиры за счет предметоцентризма », путем увеличения в учебном плане объема гуманитарных дисциплин, что вызывает критику некоторых отечественных ученых. Так, Ю.В.Сенько отмечает, что в этих условиях не подвергается радикальному обновлению стиль отношений «учитель - ученик». Необходима гуманитаризация не только в логике учебного предмета, но и учебного процесса, под которой автор понимает гуманистический стиль отношений, гуманитаризацию образовательной среды в учебном заведении, приобщение непосредственных участников педагогического процесса к культуре как живому воплощению мира человеческих ценностей и смыслов [8].

Традиционная система обучения ориентировала учащихся на овладение определенными знаниями, умениями и навыками, т.е. внешне заданными нормативами. При этом качество усвоения знаний определялось преимущественно по тому, что ученик запомнил, воспроизвел, сделал по образцу. В этой связи нельзя не согласиться с мнением Е.В.Бондаревской , о том, что «образование в нашей стране долгое время развивалось вне контекста культуры», его цели «выводились» не из культуры, а из требований цивилизации и связывались с развитием производства, а не с природным и духовным развитием человека, что приводило к « расчеловечиванию » педагогики [7]. Такое обучение, на наш взгляд, не учитывает механизмы саморазвития личности, не опирается на познавательную активность учащегося. Практика школьного обучения показывает, что часто ученик получает неудовлетворительную оценку за то, что решил задачу не так, как хотел или показал учитель.

Творческое мышление невозможно развивать по жестко заданным схемам. Возможно поэтому развивающий эффект многих концепций обучения незначителен, так как их авторы не учитывают уровня развития обучаемых, специфики конкретных условий работы учителя.

По справедливому замечанию исследователей проблемы, гуманитаризацию образования нельзя свести к конкретным технологиям или методам обучения. Это - ценностная ориентация, в основе которой лежит перестройка личностных установок педагога. Общедидактические подходы к гуманитаризации образования должны быть личностно ориентированными, выдвигающими на первое место человека, его ценности, его личную свободу и умение прогнозировать и контролировать свою собственную жизнь. Здесь суть не сводится к формирован ию у у чащихся нормативных знаний. Важнее всего раскрыть механизмы самообучения и самовоспитания с учетом индивидуальных способностей ученика, создать условия для развития каждого.

Следовательно, сегодня образованию необходим педагог, не только хорошо знающий свой предмет, но и создающий условия, которые способствуют развитию и саморазвитию личности ученика. Построение образовательного процесса на гуманитарных основах выдвигает сложную задачу преобразования знания из безличной формы в личностную культуру учащегося. Иными словами, лишь обретая личностный смысл, знание становится гуманитарным. В этой связи, нельзя не согласиться с мнением Ю.В.Сенько : «Гуманитарные знания – это знания пристрастные, получившие аффективную окраску в деятельности по их построению. Сама область, к которой они относятся, еще не определяет для учащегося характер этих знаний: гуманитарные они или технократические» [10]. Конечно, задача науки состоит не в том, чтобы раскрыть механизм преобразования технократического знания в гуманитарное , а в разработке педагогических условий, создающих предпосылки такого перехода.

Нельзя забывать, что в педагогическом процессе взаимодействуют не учитель и ученик, а живые люди. В этом контексте учебный предмет выступает не в качестве цели, а в качестве условия взаимодействия непосредственных участников педагогического процесса. Урок, в свою очередь, является не только фрагментом педагогической действительности, но и «совместным проживанием» индивидуумов в горизонте личности [9]. Именно поэтому диалог учителя и учащихся способен гуманизировать педагогический процесс, внося в него человеческие отношения.

Большинство ученых, занимающихся проблемой интеграции образования и культуры, акцентирует важность культурологической подготовки будущих педагогов ( Е.В.Бондаревская , И.А.Колесникова, В.В.Краевский, Т.В.Иванова, Л.П.Разбегаева , И.С.Якиманская и др.). При этом процесс образования рассматривается не только как путь овладения личностью определенной профессией, но и как способ приобщения ее к современной культуре.

По справедливому замечанию Т.В.Ивановой, задачей культурологической подготовки будущего учителя является поиск путей освоения культуротворческого опыта человечества. На основе этого должна быть создана целостная система условий, способствующих и обеспечивающих социокультурное развитие личности будущего педагога. Процесс культурологической подготовки, направленный на осознание педагогом своей роли в трансляции культуры учащимся, делает его ответственным за свое образование и свой личностный облик не только как человека образованного, но и культурного [4].

Рассматривая проблему взаимосвязи образования и культуры, нельзя обойти вниманием вопрос, касающийся педагогической культуры будущего учителя, так как от уровня культуры специалиста зависит успешность его деятельности. Анализ соответствующих источников данной проблемы свидетельствует о наличии разных подходов ученых к исследованию педагогической культуры.

Методологические основы и общетеоретические подходы к изучению проблемы формирования педагогической культуры учителя заложены в трудах А.В.Барабанщикова , Е.В.Бондаревской , И.Ф.Исаева, В.А.Сластенина и др.

Так, в научной школе Е.В.Бондаревской разрабатывается технология личностно-ориентированной педагогической культуры учителя, подразумевающей способ творческого освоения педагогической деятельности. Человек, согласно Е.В.Бондаревской , выступает главной ценностью образования. Высшие смыслы и цели образования должны быть связаны с его развитием, социально-педагогической защитой, поддержкой индивидуальности, ненасильственным, культуросообразным воспитанием, созданием условий для творческой самореализации [7].

Представляется интересным мнение А.В.Барабанщикова , который определяет педагогическую культуру как синтез педагогических убеждений и мастерства, педагогической этики и профессионально-педагогических качеств, стиля учебно-воспитательной работы и отношения преподавателя к своему делу и самому себе [1]. Как специфически профессиональное явление педагогическая культура представляет собой определенную степень овладения преподавателем педагогическим опытом человечества, степени его совершенства в педагогической деятельности, достигнутом уровне развития его личности как педагога. Автор подчеркивает, что педагогическая культура является специфическим проявлением общей культуры в условиях педагогического процесса.

Примечательным в этой связи является взгляд Т.В.Ивановой, которая обращает внимание на то, что только при гармоничном соединении с интеллигентностью эти качества учителя приобретают силу. Интеллигентность при этом определяется не уровнем образованности, не родом занятий, не характером профессиональной подготовки, а ценностными ориентациями личности. [4].

И.Ф.Исаев определяет педагогическую культуру как меру и способ творческой самореализации личности в разных видах профессионально-педагогической деятельности и общения, направленных на освоение, воспроизводство, создание и передачу педагогических ценностей и технологий [5].

Определение педагогической культуры как динамичной системы педагогических ценностей, специальной компетентности и способов творческой самореализации личности учителя в педагогической деятельности и общении, мы находим у Г.И.Гайсиной . При этом автор выделяет ценностный, деятельностный и личностно-творческий компоненты педагогической культуры учителя[2].

Анализ современных исследований показывает, что педагогическая культура выступает не только в качестве характеристики социального качества учителя. Так, И.В.Гребенщиков представляет ее как совокупность педагогической подготовленности и определенных свойств и качеств родителей, отражающих степень их зрелости как воспитателей своих детей [3].

Обобщая изложенные выше подходы к определению педагогической культуры учителя, можно сделать вывод, что она выступает в качестве важной части общей культуры личности. Причем педагогическая культура, по словам Т.В.Ивановой, шире культуры профессиональной. Она является существенным фактором социокультурного развития личности учителя, качественно характеризует не только работу педагога, придавая ему индивидуальный стиль, но и тип педагогического воздействия определенных общностей, таких как семья или коллектив.

Сегодня назревшая необходимость осуществления образования в контексте культуры существенно меняет представления о характере взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Утверждается стиль доверия, сотрудничества, происходит сближение позиций участников. Практика показывает, что некоторые учителя отвергают подобный характер взаимоотношений, понимая его, как «диалог на равных». Такое представление, на наш взгляд, является ошибочным, так как речь должна идти об отношении старшего коллеги к младшему. По справедливому замечанию Ю.М.Лотмана, в образовательном процессе не существует «верха и низа». Здесь – все коллеги, люди, которые работают вместе, так как работа учебного заведения состоит в сотрудничестве, т.е. «когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом» [6].

В заключение подчеркнем, что при различии взглядов ученых на проблему интеграции образования и культуры можно выделить общие положения, объединяющие их в подходе к решению данной проблемы. Высшая ценность образования и его цели заключаются в духовном развитии и творческой самореализации личности в культуре, в становлении личности субъектом культуры, а также обеспечении ее вхождения в мир современной мировой и отечественной культуры. Педагог при этом призван стать человеком, облегчающим учение, способствующим становлению в каждом ученике чувства собственного достоинства, самоуважения, стремящимся обеспечить максимальный психологический комфорт для полноценного развития каждого ученика. Само преподавание в этом случае станет не просто средством передачи информации, а процессом радостного осмысления учения.

 

Литература:

1. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Проблемы педагогической культуры: о педагогической культуре преподавателя высшего военного учебного заведения.- Вып.1.-М.:Военное дело, 1980.

2. Гайсина Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: Дис . …д-ра пед . наук.- Москва,2002.

3. Гребенщиков И.В. Педагогическую культуру – каждой семье.- М.: Знание, 1985.

4. Иванова Т.В. Педагогические основы культурологической подготовки будущего учителя: Дис . … д-ра пед . наук .- Волгоград , 2002.

5. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы.- М.: Белгород: МПГУ, БГПИ, 1993.

6. Лотман Ю.М. Тартусско-семиотическая школа.- М., 1994.

7. Образование в поисках человеческих смыслов.- Ростов н /Д, РГПУ, 1995.

8. Сенько Ю.В. Гуманитарное определение стиля нового педагогического мышления// Педагогика.- 1999.-№6.-С.45-50.

9. Сенько Ю.В. Гуманитаризация образовательной среды в университете// Педагогика.- 2001.- №5.-С.51-57.

10. Сенько Ю.В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен// Педагогика.-2002.-№1.-С.11-17.