Наши конференции
В данной секции Вы можете ознакомиться с материалами наших конференций
II МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
II МНПК"Альянск наук: ученый ученому"
I Всеукраинская НПК"Образовательный процесс: взгляд изнутри"
II НПК"Социально-экономические реформы в контексте европейского выбора Украины"
III МНПК "Наука в информационном пространстве"
III МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
I МНПК "Качество экономического развития"
III МНПК "Альянс наук: ученый- ученому"
IV МНПК "Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины"
I МНПК "Проблемы формирования новой экономики ХХI века"
IV МНПК "Наука в информационном пространстве"
II МНПК "Проблемы формирования новой экономики ХХI века"
I НПК "Язык и межкультурная коммуникация"
V МНПК "Наука в информационном пространстве"
II МНПК "Качество экономического развития"
IV МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
ІІІ НПК "Образовательный процесс: взгляд изнутри"
VI МНПК "Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины"
МНПК «Проблемы формирования новой экономики ХХI века»
IV МНПК "Образовательный процесс: взгляд изнутри"
IV МНПК "Современные проблемы инновационного развития государства"
VI МНПК «Наука в информационном пространстве»
IV МНПК "Проблемы формирования новой экономики ХХI века"
II МНПК студентов, аспирантов и молодых ученых "ДЕНЬ НАУКИ"
VII МНРК "Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины"
VI МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
VII МНПК "Наука в информационном пространстве"
II МНК "Теоретические и прикладные вопросы филологии"
VII МНПК "АЛЬЯНС НАУК: ученый - ученому"
IV МНПК "КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: глобальные и локальные аспекты"
I МНПК «Финансовый механизм решения глобальных проблем: предотвращение экономических кризисов»
I Международная научно-практическая Интернет-конференция «Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности государства, бизнеса и образования в современных экономических условиях»(Полтава, 14?15 февраля 2013г.)
I Международная научно-практическая конференция «Лингвокогнитология и языковые структуры» (Днепропетровск, 14-15 февраля 2013г.)
Региональная научно-методическая конференция для студентов, аспирантов, молодых учёных «Язык и мир: современные тенденции преподавания иностранных языков в высшей школе» (Днепродзержинск, 20-21 февраля 2013г.)
IV Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации» (Днепропетровск, 15-16 марта 2013г.)
VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Альянс наук: ученый – ученому» (28–29 марта 2013г.)
Региональная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные исследования в сфере социально-экономических, технических и естественных наук и новейших технологий» (Днепропетровск, 4?5 апреля 2013г.)
V Международная научно-практическая конференция «Проблемы и пути совершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности» (Желтые Воды, 4?5 апреля 2013г.)
Всеукраинская научно-практическая конференция «Научно-методические подходы к преподаванию управленческих дисциплин в контексте требований рынка труда» (Днепропетровск, 11-12 апреля 2013г.)
VІ Всеукраинская научно-методическая конференция «Восточные славяне: история, язык, культура, перевод» (Днепродзержинск, 17-18 апреля 2013г.)
VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Спецпроект: анализ научных исследований» (30–31 мая 2013г.)
Всеукраинская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения» (Днепропетровск, 7–8 июня 2013г.)
V Международная научно-практическая Интернет-конференция «Качество экономического развития: глобальные и локальные аспекты» (17–18 июня 2013г.)
IX Международная научно-практическая конференция «Наука в информационном пространстве» (10–11 октября 2013г.)
РАЗВИТИЕ ИДЕИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ
О.А.Селезнёва
Интерес к проблеме развития идеи свободного воспитания определяется современной социокультурной ситуацией , ориентированной на общечеловеческие идеалы и идею свободного развития каждого члена общества ; положением в системе образования , характеризующимся сменой парадигм в педагогической науке и практике ; тенденциями в области образования , суть которых состоит в обращении к мировому историческому прошлому , преемственности духовных идеалов и ценностей , их реализация в современных условиях . Ориентация общества на ценности общечеловеческого и национального характера обусловливает актуальность исследования отечественного и зарубежного педагогического наследия , в котором идея свободного воспитания занимает ведущее место .
Анализ русской и зарубежной педагогики конца XIX- начала XX в.в . в их самобытности и взаимодействии - путь к более глубокому осмыслению и пониманию современных проблем педагогической науки и образования , обогащению педагогической культуры современного общества.
Рубеж XIX-XX в.в . дает яркий спектр педагогических концепций и образовательных проектов , которые стали основой альтернативных педагогических движений в разных странах , дали импульс развитию гуманистической педагогики сегодняшнего дня и могут служить фундаментом для формирования новых направлений педагогической теории и практики. Среди них:
- Свободная школа Александра Нейлла ( Саммерхилл-скул );
- Антропософские школы Рудольфа Штейнера ;
- " Дом свободного ребенка " Марии Монтессори ;
- Воспитывающая школа без принуждения и наказания П. Петерсена ( Йена-план );
- "Школа без принуждения " Селестена Френе ;
- Теория свободного воспитания Л.Н.Толстого ( Яснополянская школа) и К.И. Венцеля ( Дом свободного ребенка ).
Многими зарубежными и отечественными исследователями сравнительной педагогики и международного образования (П. Монро , Ш. Летурно , К. Шмидтом , Э. Майерсом , П. Соколовым , М.И. Демковым , П.Ф. Каптеревым , Н.К. Гончаровым , Н.К. Константиновым , Ш.И. Ганелиным , М.В. Богуславским , Г.Б. Корнетовым ) рассматривались сущность идеи свободного воспитания , ее связь с историческими событиями социума .
Отражены в западноевропейской и отечественной общественной мысли и проявления в педагогических теориях и опыте воспитания . Становление и развитие идеи свободного воспитания тесно связаны с социокультурным развитием государства . Господствующее положение в общественной и педагогической жизни России и Западной Европы эта идея занимала в периоды разрешения противоречий между социально-объективным и индивидуально-субъективным в направлении приоритета самоценности человека и свободы личности и выступала как идеал , как альтернатива традиционному пониманию воспитания человека . Объективными факторами, определяющими развитие идеи , стали особенности ситуации политического развития в Западной Европе и России , их культуры , педагогической науки и практики. Субъективными факторами выступали мировоззрения педагогов . Общим для представителей альтернативного воспитания является представление о внутренней гармонии детской природы , вера в изначальное присутствие добрых сил в каждом ребенке , преклонение перед тайнами его души. В естественной природе ребенка видится огромный потенциал и неисчерпаемые возможности , которые могут развиться и реализоваться при благоприятных условиях .
Именно свобода дает главный толчок саморазвитию творческих сил человека . Свобода рассматривается как естественное , неотъемлемое право ребенка , полученное от рождения , его естественное состояние , внутренний мир, стержень развития природных потенций .
Итак , свобода, с одной стороны , выступает как условие развития самобытной творческой индивидуальности , а с другой - как природное состояние , естественный атрибут человеческой сущности , отражающей ее творчески-деятельностный характер.
Свобода - лейтмотив педагогической деятельности А. Нейлла , который настаивает на невмешательстве педагога в процесс развития личности , поскольку верит в особую нравственность , заложенную в ней от природы . " Нужно дать ребенку свободу, и тогда вместо некомпетентных адвокатов , серых учителей и неграмотных врачей мы сможем получить хороших механиков , великолепных каменщиков и первосортных полицейских ".
Адаптацией детей в ситуации свободы служили в школе Саммерхилл конфиденциальные уроки, которые освобождали детей от неосознанных отрицательных эмоций , снимали фобии и комплексы , излечивали детские неврозы .
Свобода как самопроизвольная деятельность ребенка . Такая позиция ярко проявляется в концепции М. Монтессори . Для нее свобода - это , с одной стороны , биологическая свобода (свобода роста , развития ребенка ), а, с другой , - свобода выбора . В первом случае , ребенок рассматривается как существо , растущее душой и телом в силу внутреннего импульса , действующего во вселенной и нуждающегося только в неограниченном просторе для последовательного и надлежащего раскрытия своей силы .
С этой точки зрения , свобода есть свобода роста , условием которой является устранение всего , что могло бы так или иначе стеснить или ослабить развивающиеся внутренние силы . Первым словом в своей педагогической концепции М. Монтессори считает свободу выбора , которая , по ее мнению , ведет к достоинству людей.
Принцип свободы у М. Монтессори сочетается с идеей воспитания дисциплинированности у детей , поскольку свободу она понимает не как бесконечное , порывистое поведение ребенка , не как действие по капризу или минутному влечению , не хаос порывов и желаний , а свободу воспитанную , упорядоченную и ограниченную интересами окружающих .
У Р. Штейнера свобода - это самоопределение ребенка на основе развития его живого мышления в постоянном диалоге с природой . Р. Штейнер подлинной свободой ребенка считал его внутреннее переживание и утверждал , что существо самого ребенка покажет путь, по которому будет осуществляться процесс его свободного становления . Штейнер пытается найти в этом процессе место воспитания и воспитателя : " Подлинное воспитание заключается в том, чтобы избежать вторжений в область личности и предоставить этой личности самой осуществить то, предпосылки чего были заложены педагогом".
Результатом развития идеи свободного воспитания в России явились педагогические теории свободного воспитания , которые включили в себя определенные знания о сущности процесса взаимодействия взрослого и ребенка , имеющего своей целью развитие творческого потенциала личности .
Особое место среди представителей свободного воспитания в России занимают Л.Н. Толстой и К.Н. Венцель . Их идеи в разной степени разделяли И. Горбунов-Посадов , И. Буткевич, И. Иорданский , С. Левитин и др. В начале своей педагогической деятельности к идеям свободного воспитания с интересом относились С.Т. Шацкий и П.П. Блонский .
Свобода как действие и самостоятельное творчество . Основы такого понимания были заложены Л. Н. Толстым . Он выступает за признание прав ребенка и невмешательство воспитателя в развитие убеждений и характера детей . Основной акцент делается на естественно складывающуюся атмосферу сотрудничества между учителем и учеником, которое полностью исключает принуждение . В полной мере эти идеи реализованы в концепции К. Н. Венцеля . В качестве основной цели воспитания он видит освобождение ребенка и предоставление ему всех положительных данных для развития его индивидуальности , его свободной личности . Говоря об основном методе воспитания , К. Н. Венцель отмечает , что этот метод должен быть методом освобождения в ребенке творческих сил, методом пробуждения и поддержания в нем духа искания , исследования , творчества .
Содержание и развитие основных понятий ( ребенок , воспитание , цель , содержание и др.) в теориях Л.Н. Толстого и К.Н. Венцеля детерминированы философскими воззрениями авторов в решении проблем соотношения индивидуального и социального , человека и общества , личной свободы и ответственности ; их педагогическими взглядами на природу ребенка и принцип свободы ; педагогической практикой Яснополянской школы и Дома свободного ребенка .
Идея свободы в альтернативной педагогике рассматривалась в русле признания необходимости создания условий для саморазвития личности , подлинное бытие которой отождествлялось с экзистенциальным изменением . В качестве главного условия выступало воспитание , основанное на идеях антиавторитарности , антирепрессивности и психотерапевтической коммуникации .
Итак , идея свободного воспитания личности , являющаяся содержательным стержнем современных альтернатив, приобретает в творчестве разных мыслителей новые грани. Сегодня идея привлекает к себе внимание тем, что провозглашает человека высшей ценностью общества , формирует отношение к ребенку как самоценности , детству - как важному самостоятельному периоду в жизни человека ; предлагает пути и принципы воспитания личности , способной к активной творческой деятельности , саморазвитию и самосовершенствованию ; является призывом к защите детства ребенка , человека вообще от разного рода насилия .
Литература:
1. Королев Ф. Ф., К. Н. Вентцель - виднейший представитель свободного воспитания (1857-1947), СП, 1964, № 4 .
2. М и х а и л о в а М. В., Дом свободного ребенка , СП, 1983, № 4.
3. Педагогические и политико-правовые проблемы образования в России конца XIX - начала ХХ вв . / Рос. акад. образования . Ин ститу т теории образования и педагогики ; Под ред. С.Ф. Егорова . - М., 2002. - 217 с .
4. Гребнев В.П., Заметки по истории педагогики, М., 2004.