Наши конференции
В данной секции Вы можете ознакомиться с материалами наших конференций
II МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
II МНПК"Альянск наук: ученый ученому"
I Всеукраинская НПК"Образовательный процесс: взгляд изнутри"
II НПК"Социально-экономические реформы в контексте европейского выбора Украины"
III МНПК "Наука в информационном пространстве"
III МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
I МНПК "Качество экономического развития"
III МНПК "Альянс наук: ученый- ученому"
IV МНПК "Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины"
I МНПК "Проблемы формирования новой экономики ХХI века"
IV МНПК "Наука в информационном пространстве"
II МНПК "Проблемы формирования новой экономики ХХI века"
I НПК "Язык и межкультурная коммуникация"
V МНПК "Наука в информационном пространстве"
II МНПК "Качество экономического развития"
IV МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
ІІІ НПК "Образовательный процесс: взгляд изнутри"
VI МНПК "Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины"
МНПК «Проблемы формирования новой экономики ХХI века»
IV МНПК "Образовательный процесс: взгляд изнутри"
IV МНПК "Современные проблемы инновационного развития государства"
VI МНПК «Наука в информационном пространстве»
IV МНПК "Проблемы формирования новой экономики ХХI века"
II МНПК студентов, аспирантов и молодых ученых "ДЕНЬ НАУКИ"
VII МНРК "Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины"
VI МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
VII МНПК "Наука в информационном пространстве"
II МНК "Теоретические и прикладные вопросы филологии"
VII МНПК "АЛЬЯНС НАУК: ученый - ученому"
IV МНПК "КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: глобальные и локальные аспекты"
I МНПК «Финансовый механизм решения глобальных проблем: предотвращение экономических кризисов»
I Международная научно-практическая Интернет-конференция «Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности государства, бизнеса и образования в современных экономических условиях»(Полтава, 14?15 февраля 2013г.)
I Международная научно-практическая конференция «Лингвокогнитология и языковые структуры» (Днепропетровск, 14-15 февраля 2013г.)
Региональная научно-методическая конференция для студентов, аспирантов, молодых учёных «Язык и мир: современные тенденции преподавания иностранных языков в высшей школе» (Днепродзержинск, 20-21 февраля 2013г.)
IV Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации» (Днепропетровск, 15-16 марта 2013г.)
VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Альянс наук: ученый – ученому» (28–29 марта 2013г.)
Региональная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные исследования в сфере социально-экономических, технических и естественных наук и новейших технологий» (Днепропетровск, 4?5 апреля 2013г.)
V Международная научно-практическая конференция «Проблемы и пути совершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности» (Желтые Воды, 4?5 апреля 2013г.)
Всеукраинская научно-практическая конференция «Научно-методические подходы к преподаванию управленческих дисциплин в контексте требований рынка труда» (Днепропетровск, 11-12 апреля 2013г.)
VІ Всеукраинская научно-методическая конференция «Восточные славяне: история, язык, культура, перевод» (Днепродзержинск, 17-18 апреля 2013г.)
VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Спецпроект: анализ научных исследований» (30–31 мая 2013г.)
Всеукраинская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения» (Днепропетровск, 7–8 июня 2013г.)
V Международная научно-практическая Интернет-конференция «Качество экономического развития: глобальные и локальные аспекты» (17–18 июня 2013г.)
IX Международная научно-практическая конференция «Наука в информационном пространстве» (10–11 октября 2013г.)
К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ФИЛОСОФИЕЙ
Ж. В. Котов
I.
Предлагаем возможный вариант общения (диалога) студента с преподавателем на семинаре.
Студент. Рассматривая на лекции проблему противоречивой природы человека, вы предложили нам для размышления некоторые высказывания видных философов и мудрецов, которые могут иметь особую значимость и для осмысления реализации жизненного
предназначения каждым из нас. Я сейчас их приведу, а затем задам Вам два вполне конкретных вопроса. Учтите, что я задаю эти вопросы не ради простого желания высказаться, а потому, что меня тревожит моя собственная неудовлетворенность философией, ибо я хотел бы жить в этом мире по принципу: «помоги себе сам» и очень надеюсь на поддержку со стороны философии.
1. Высказывания философов и мудрецов.
1.1. «Человек - это существо свободное, открытое: находящееся еще в процессе своего становления» (М. Шелер).
1.2. «Рождение человека в обычном смысле слова есть только начало рождения его в дальнейшем смысле. Вся жизнь индивида есть не что иное как процесс самопорождения. Фактически мы
полностью рождаемся к моменту, когда умираем, но трагическая судьба большинства людей заключается в том, что они умирают еще до своего рождения» (Э.Фромм).
1.3 . Человек есть искусственное существо, рождаемое не
природой, а само-рождаемое через культурно изобретенные
устройства: на первых порах таких – это ритуалы, мифы, магия и т.д., а затем и философия» (М.Мамардашвили).
1.4. «Человек по своей природе очень глубок. Но он часто скребет, что называется поверху». И, к сожалению, очень часто так и уходит из жизни, себя не познав и не реализовав своих возможностей» (В.Распутин).
1.5. «Пшеничное зерно может быть брошено на корм свиньям или перемолото на хлеб в жерновах, но оно же может, будучи посажено в землю, принести урожай в 100 зерен, которые в дальнейшем могут дать столь много хлеба, что им можно будет накормить весь мир.
Наподобие пшеничного зерна жизнь отдельного человека может быть также отдана на растерзание свиньям или же брошена в жернова неудач и страданий. Но человек, как и пшеничное зерно, способен через развитие реализовать заложенный в нем Космосом и Обществом потенциал личностного предназначения. Отличие же человека от пшеничного зерна в том, что если от зерна не зависит, будут ли для него созданы условия для развития (влага, тепло и пр.), то человек сам способен позаботиться об условиях и предпосылках своего собственного саморазвития (М. Норбеков).
2. Вопросы.
2.1. Может ли философия помочь мне избежать той печальной участи, что у меня лично есть шанс «умереть до своего рождения»?
2.2. Если же философия способна хотя бы в принципе решать
данную задачу, то, во-первых, можете ли вы показать нам студентам хотя бы общие принципы ее осмысления и решения, и, во вторых, удается ли тем, кто профессионально занимается философией (в том числе и вам), осмысливать и разрешать данную коллизию для себя лично или в данном случае имеет место ситуацию «сапожника без
сапог»?
Преподаватель . Постараюсь в общих чертах осветить поставленную Вами очень важную и сложную проблему – проблему помощи конкретному индивиду (как молодому человеку, так и индивиду, профессионально занимающемуся философией) со стороны философии в осмыслении стратегических задач его повседневной жизни. В отличие от психологии проблема ответственности со стороны философии перед теми, кто решился встать на путь личностной самореализации, еще не осознанна достаточно четко как проблема, нуждающаяся в осмыслении и разрешении. Философия предлагается студентам главным образом в качестве набора знаний о понимании мира и своего места в нем, но почти не готова служить человеку руководством в осмыслении и решении задач его жизненного предназначения. Если же вы лично ставите вопрос о том, что вам нужна помощь философии, то видимо приходит уже время, чтобы философия занялась этой проблемой как своевременной и общественно значимой. Однако у общества пока еще нет осознания исключительной значимости данной проблемы. Может быть это связано с тем, что правящая элита современной западной цивилизации заинтересована в воспроизводстве из молодых людей не столько личностно развитых индивидов, сколько зомби и яппи?
Что касается меня лично, то я, с одной стороны, испытываю потребность в решении задачи «собирания себя» («время разбрасывать камни и время их собирать») и пытаюсь что-то делать в этом направлении, опираясь на освоенный мною пласт философской культуры, но, с другой стороны, испытываю затруднения, связанные с тем, что среди известных мне философствующих субъектов нет понимания значимости данной проблемы и, следовательно, интереса к ней. Соответственно и вы на свой страх и риск можете предпринимать попытку освоения философии как средства, как инструмента решения задач своего жизненного предназначения.
Если же говорить о современных молодых людях, то возможность понимания и освоения философии зависит как от уровня их личностного развития и связанной с этим потребности в философском осмыслении мира и своего места в нем (Маслоу отмечает, что только на этапе преобладающей значимости для человека духовных потребностей собственно и начинается личность), так и от уровня их общей и особенно мыслительной культуры. Осмысление поставленного вами первого вопроса может быть дано в терминах философии соучастия (философия должна со-участвовать в решении проблем духовного развития индивида), а второго в терминах философии как культуры личностной самореализации. Философия призвана помочь индивиду, вставшему на тропу самопознания и личностной самореализации, обрести свой собственный стиль философствования.
Поскольку же мы с вами говорим о философии, то необходимо более четко ставить вопрос о самом понимании философии и философствования. Философию в общем плане мы определим как рефлексию над предельными основаниями бытия, бытия мира, включающего в себя человека, и бытия внутреннего мира человека. В данном случае мы будем опираться на ту конкретизацию понимания философии и философствования, которая представлена главным образом у М.Мамардашвили, а также на концепцию методологического индивидуализма Г. Горак. Своеобразие нашего собственного подхода в том, что мы исходим не только из приоритета личности перед обществом, но и полагаем, что в тех ситуациях, которые мы исследуем, сама философия призвана выступать как средство, а в качестве цели – потребности личностного развития индивида. В этом случае не к индивиду предъявляются основные претензии относительно того, что он что-то не знает или не понимает, а к философии, ибо если индивид «строит храм души своей», то это и должно выступать решающим фактором.
Антиподом философии и философствования выступает миф и мифотворчество. Философия рождается из лона мифологии и мифология на всех последующих стадиях развития человеческой культуры продолжает пребывать в осовремененных формах и так или иначе взаимодействует с философией, а нередко и пытается выступить под видом философии или философствования.
Не всякое «философствование» есть философствование. Рассмотрим конкретный пример: если за рюмкой водки в пьяном угаре ведут разговоры о том, что такое жизнь или смерть, есть ли Бог, то это не философствование в собственном (строгом) смысле этого слова (хотя при этом и поднимаются проблемы, касающиеся предельных оснований человеческого бытия).
Конечно, философствование может иметь место и в условиях повседневной жизни, но только в тех случаях, когда индивид как бы «выпадает» из повседневности. Представим себе такую ситуацию, когда вся предшествующая жизнь у молодого человек складывалась очень удачно, скажем без проблем (по принципу: «и веселая и легкая жизнь покатится шутя»). Но в какое-то мгновение своей жизни, в трагической ситуации ухода из жизни близкого и дорогого человека он, оказавшись в ситуации серьезнейшего стресса, как бы выпадая на мгновенье из обычной повседневности, «видит» своим внутренним взором как всю пустоту и мелочность той жизни, которую он до этого вел, так и необходимость ее коренного изменения, В данном случае мы имеем ситуацию, когда молодой человек обретает, во-первых: способность «иначе видения» (он как бы переносится из «мира мнений» в «мир подлинного бытия»), во-вторых, еще и задает себе вопрос: «А почему собственно говоря меня так перевернула данная ситуация?». Итак, он профилософствовал, пережил, прочувствовал и продумал суету и мелочность той жизни, когда человек «скребет, что называется поверху», почувствовал тревогу и ответственность за то, что его жизнь может не состояться (ведь «уйти в иной мир» в данном случае мог и он сам и притом в ситуации, когда настоящей жизни у него фактически еще и не было). Молодой человек через ситуацию «реального философствования» оказался как бы на пороге новой, более ответственной жизни, но это, как говорит Мамардашвили, только «первая половина дуги». Ибо, переживание своей никчемности и соответственно желание уйти из ситуации пустоты жизни может оказаться кратковременным и рассеяться чрез некоторое время как мираж (ибо человек как природное существо по законам мира физического «забывает»). Вот здесь-то и необходима философия, выполняющая человекобразующую функцию», способная предложить ряд философский понятий и принципов, позволяющих как бы «удержать» то переживание (и соответствующие ему мысли), в пространстве которого он мог бы совершить усилие очередного шага человеческого рождения в себе самом.
Своеобразие предлагаемого варианта философии соучастия и философии как культуры личностной самореализации мы видим в том, что сама философия должны предстать перед «потребителем» - рядовым индивидом, заинтересованным проблемами своей самореализации, - как бы в качестве «полуфабриката» философской
продукции.
II.
«Не философствовать только, а жить в философии!». Это требование, сформулированное еще Г.Сковородой, приобретает в наше время несколько иной смысл: не уход от участия в решении проблем реальной жизни («мир пытался поймать меня в свои сети, но не поймал» Г.Сковорода), а как бы облагораживание повседневной жизни индивида (а значит и всего общества) философской культурой. На основе усилий по «познанию самого себя» иметь возможность временами «ставить себя на край бытия» с тем, чтобы успевать
совершать очередной рывок к переходу на следующий круг «развертывания мелодии жизни». Отдельный человек по жизни – это как бы бегун в эстафете (на длинной или на короткой дистанции), который призван в течение всей своей жизни принять эстафетную палочку культуры (духовности, человечности), пронести ее через нужную дистанцию и успеть вручить тем, кто призван понести ее дальше (может быть это «олимпийский огонь» духовности?).
Если я объявляю философию достоянием только человека свободного, то обязан постепенно «по капле выдавливать из себя раба» (А.Чехов), утверждать в себе лично статус свободного человека («Я не овца, и не нуждаюсь в понукании! Я – Человек!»). Поскольку я живу в обществе «рабов и господ», относясь по своему материальному положению и социальной защищенности скорее к первым, чем ко вторым, постольку внутри меня самого находится раб и именно он в значительной степени мешает мне выразить в себе и через себя свободного человека. Об этом говорит хотя бы тот факт, что уже сама мысль, что некоторые носители академической книжной мудрости могут заявить мне в ответ на мое стремление к самовыражению через философствование: «Со свиным рылом, да в калашный ряд!», - мешает мне устойчиво поддерживать состояние творчества, состояние убежденности в моем праве на собственную позицию не зависимо от того признает ее кто-то или нет. Почему почти нет места для настоящей философии в современном мире? Потому что мало свободных людей, ибо раб не может философствовать, он в лучшем случае занимается мифотворчеством.
Извечное: «Как сердцу выразить себя. Другому, как понять тебя. Как он поймет, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь» (Тютчев) в философии дополняется: «как сердцу и разуму выразить себя». Если справедливо, что рождение, развитие и утверждение мысли индивидуума проходит три этапа: «в себе», «для себя», «для других», то переход от «в себе» к «для себя» предполагает решение проблемы – «самому, как понять себя» и только переход от второго этапа к третьему предполагает – «другому как понять тебя». Если скульптор берет ту глыбу гранита, которую сотворила природа, и, высекая скульптуру, отделяет от нее все лишнее, то философствующий субъект, поставивший целью «познать себя», должен первоначально создать, сотворить ту самую «глыбу», отсекая от которой все лишнее он затем выйдет на видение, на понимание того образа, той идеи, которая беспокоит и будоражит его (до этого он находится в ситуации того героя народной сказки, которому дано задание: «пойди туда, не знай куда, найди то, не знай что»). И только после того как идея родилась можно посадить ее в почву и выращивать наподобие пшеничного зерна. При этом важно учитывать следующее: если самость индивида в том качестве, в каком она создана природой способна в принципе к саморазвитию наподобие пшеничного зерна, высаженного в почву, то общество есть та среда, которая одновременно и создает предпосылки для собственно человеческого развития в человеке, и в ряде случае препятствует этому развитию. Соответственно перед индивидуумом может стоять и дополнительная задача помощи самому себя в отрегулировании механизм своего собственного саморазвития. Поэтому ситуация овладения философией как культурой личностного саморазвития на этапе как «подготовки к севу», так и «высаживания зерна в почву» (плодородной почвой, в которую высаживается зерно личностной самореализации самости, является опыт прошлых переживаний и неудач индивида, ибо «в многой мудрости, много печали») напоминает скорее ситуацию с женщиной, собирающейся рожать, но нуждающейся как во врачебной помощи непосредственно своему развивающемуся плоду, так и в нужном питании своего организма, для того, чтобы ребенок, во-первых, родился, и, во-вторых, родился здоровым.
В чем отличие философии соучастия от философии как культуры личностной самореализации? В первом случае философия помогает удержать и углубить то, что индивид профилософствовал в самой реальной жизни, философия предоставляет ему тот реальный мыслительный материал, к которому он, во-первых, «подготовлен жизнью», и который, во-вторых, соответствует реальной и конкретной ситуации его трансцендентирования. Во втором случае, индивид призван выступать сам в качестве автора того философского видения, которое помогает ему и познавать себя (проблемные звенья своего личностного развития), и решать проблему «изменения своего нрава», проблему «собирания себя», проблему удержания и развития в себе человеческого начала. Как заметил В.И. Вернадский, - «любое мыслящее лицо может избирать любую из философских систем, создавать новую, отвергать все, не нарушая истину».
III.
Философией неудовлетворенно общество в целом, философией неудовлетворенна молодежь, философией не удовлетворены многие из тех, профессионально занимается философией. Как и все общественно значимые проблемы сама проблема неудовлетворенности философии оказывается предметом философской рефлексии только в том случае, если общество готово к самокритике, если сама философия готова к самокритике и если проблема неудовлетворенности философией становятся личной проблемой для философствующего субъекта, вставшего на путь личностной самореализации.
Современное западное общество создало для большинства (3/4) материальный достаток, необходимый для достойного человека существования, обеспечило определенные гражданские права и свободы, но, создав условия для «свободы от», не дает возможностей (почти не дает) для приобретения подлинной внутренней и внешней свободы, «свободы для». При этом данного вида насилие осуществляется посредством такого искусного манипулирования сознанием, что большинству кажется, что в этом и есть как раз их собственный выбор. Но если для большинства фактически закрывается дорога вперед – к саморазвитию и самореализации, к приоритету духовного богатства перед материальным, к приоритету ориентации на «быть» перед ориентацией на «иметь», путем насильственного формирования не «продуктивного», а «рыночного» типа личностей (Э.Фромм), то это «стадное большинство» очень скоро может встать на путь «бегства от свободы», что в 30-е годы привело к фашизму, а в условиях современности может привести к утверждению неоконсерватизма - современного варианта фашизма и тоталитаризма. Поскольку у человека наличествует потенциал личностного развития, постольку периоды его удовлетворенности общественной системой, дающей ему возможности удовлетворять свои подлинно человеческие потребности, сменяется периодом неудовлетворенно. И тогда люди предпринимают усилия изменить общественную систему и либо это им удается, либо в обществе начинает иметь место ситуация стагнации и распада, грозящая самоуничтожению самого общества. В этих условиях овладение философской культурой позволяет не только четко осмысливать ситуацию «быть или не быть» в индивидуальной жизни и ориентировать себя на то, чтобы «быть», но и конкретизирует эту проблематику в направлении ответа и самой жизнью поставленные вопросы: «Как жить в этом мире, чтобы не разрушать Природу? Как жить в этом мире, чтобы не разрушать себя? Как жить в этом мире, чтобы не разрушать Историю?».
На каждом очередном витке духовного развития философия должна критически осмысливать не только предшествующий период развития культуры в целом, но и философской культуры. Вновь встает вечный вопрос – «Что есть философия?», «Что есть философствование?» В тех условиях, когда не проводиться четкого различия между понятием «философствования», с одной стороны, и понятиями «околофилософствование» либо «псевдофилософствование», страдает в первую очередь сама философия.
Как это не покажется странным, но неудовлетворенность философией основывается, в частности и на известном (излишнем?) пиетизме по отношению к самой философии. Для чего нужна философия? Для развития общества, культуры, самого человека. Но нет человека вообще, а есть отдельные индивиды, а значит философия нужна, в конечном счете, для того, чтобы, выполняя «человекообразующую» функцию, помогать человеческим индивидам, приходящим в этот мир на очень короткий промежуток времени, состояться не на 2-5%, а хотя бы на 50-70%. В наше время устаревает тип мыслителя, который «смотрит на звезды, но не видит ямы у себя под ногами». Философия, поскольку ей придется решать задачу подготовки «критической массы» личностно развитых индивидов, способных обустроить планету, призвана сегодня «соединить несоединимое»: дать возможность индивиду одновременно и «упираться взглядом в свое корыто», и «землю всю, окидывая взглядом, видеть то, что временем закрыто!».